Отставка Юрия Лужкова, похоже, уже начала сказываться на бизнесе Елены Батуриной. От сотрудничества с «Интеко» открестился Внешэкономбанк (ВЭБ), на деньги которого девелоперская компания собиралась построить домостроительные комбинаты и массовое жилье в 35 регионах России. Данный случай — лишь «первый звонок» для «Интеко», и в ближайшее время компанию могут ждать непростые времена, считают участники строительного рынка. Зато, по их словам, у компании теперь есть реальная возможность доказать, что она всегда работала на московском рынке без административного ресурса.
Как сообщил 29 сентября председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, обсуждение проекта ВЭБа и «Интеко» по строительству жилья эконом-класса находится «ни в какой» стадии. «Нет материалов, достаточных для детальной проработки этого вопроса»,— заявил глава госкорпорации. Между тем, ранее его позиция по поводу предложения компании «Интеко» о сотрудничестве в рамках создания сети домостроительных комбинатов (ДСК) для строительства доступного жилья была более позитивной. Так, еще в мае 2010 года Владимир Дмитриев говорил о том, что принципиально ВЭБ готов к сотрудничеству и ждет от «Интеко» полный комплект документации по проекту.
Согласно планам «Интеко», на базе ее «дочки» ЗАО «Патриот» совместно с правительством должно было быть создано частно-государственное партнерство по строительству жилья эконом-класса в 35 регионах России. В это СП «Интеко» собиралась включить три своих действующих ДСК в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, два строящихся в Самаре и Краснодаре, а также земли стоимостью 5–6 млрд рублей.
В рамках проекта предполагалось построить минимум 35 ДСК ориентировочной стоимостью около $ 2,5 млрд и ввести в эксплуатацию до 2015 года более 950 тыс. кв. м жилья. Предполагалось, что ВЭБ займется кредитованием «Патриота». Как оценивал возможные затраты вице-президент «Интеко» Олег Солощанский, на развитие и строительство пяти ДСК могло потребоваться около $350 млн из расчета $70 млн на каждый комбинат. Пора поработать без ресурса
В пресс-службе ВЭБ GZT.RU отказались сообщить дополнительные подробности переговоров, сообщив, что заявление Владимира Дмитриева является исчерпывающим. Но как рассказал GZT.RU знакомый с данным проектом управляющий директор УК «АЛУР» Михаил Уринсон, окончательной договоренности между ВЭБ и «Интеко» по поводу запроса о сотрудничества достигнуто не было, в том числе в связи с неработоспособностью проекта.
«В настоящий момент строительство панельных домостроительных комбинатов— это старое решение, к тому же еще и недешевое,— считает Уринсон.— Тем более, что в стране еще достаточно мощностей и уже готовых ДСК, которые требовалось только обновить и реконструировать, а не возводить новые объекты». По мнению девелопера, более перспективной и дешевой технологией строительства жилья сегодня является возведение домов из сборного железобетона, который сохраняет все преимущества монолитного дома и более прост в обслуживании зимой.
По мнению Михаила Уринсона, стремление «Интеко» построить в стране 35 дополнительных ДСК можно связать с желанием монополизировать и так уже фактически монополизированный рынок панели, к тому же за счет государственных средств. «Можно констатировать, что с уходом Юрия Лужкова для компании „Интеко“ начались новые сложные времена, и сейчас у них как раз есть возможность доказать на деле свои заявления о том, что компания всегда работала на московском рынке без административного ресурса»,— считает Михаил Уринсон.
Чем владеет «Интеко»
Основная часть девелоперского портфеля компании «Интеко» сконцентрирована в Москве, сам портфель оценивается в более чем 6 млн кв. м, 400 га находится в собственности компании. Как указано на сайте компании, в настоящий момент она занимается реализацией 32 девелоперских проектов, из которых 16 проектов— это жилье (2,9 млн кв. м), 12 проектов— коммерческая недвижимость (1,8 млн кв. м). В регионах жилое строительство ведется в Ростове-на-Дону и Краснодаре (776 тыс. кв. м), коммерческое— в Санкт-Петербурге, Чехии и Астане (115 тыс. кв. м).
Планы на будущее
Создание домостроительных комбинатов и постройка массового жилья в 35 регионах России— вопрос, безусловно, стратегический для государства, говорит аналитик аналитического агентства «Инвесткафе» Максим Лобада. «Однако компания Елены Батуриной и без конфликта Юрия Лужкова с Кремлем имела репутацию, мягко говоря, неважную. Теперь же, когда об этом заговорили в открытую, прямая аффилированность „Интеко“ с опальным экс-мэром может иметь для нее негативные последствия»,— говорит аналитик. Он считает, что развитие проекта с ВЭБом теперь выглядит маловероятным.
В то же время громких пересмотров и оспариваний инвестконтрактов с «Интеко» не случится, уверен эксперт. По его мнению, все будет происходить «по-тихому»: текущие проекты компании под разными предлогами начнут затягиваться, а заключение новых будет отклоняться. «В любом случае, в свете последних событий, перспективы „Интеко“ сильно ухудшились»,— полагает Максим Лобада.
Руководитель аналитического центра «ИРН.ру» Олег Репченко также считает, что заявление главы ВЭБ — первый звонок для «Интеко». «Сейчас, когда Юрий Лужков не по-хорошему ушел на пенсию, а ввязался в конфликт с федеральными властями, понятно, что, поддерживая „Интеко“, государственные или коммерческие структуры будут показывать, что в данном конфликте они выступают против федерального центра»,— говорит Репченко. По его мнению, до прояснения ситуации и разрешения конфликта, дальнейшее развитие проектов девелоперской компании Елены Батуриной приостановится. А все остальные игроки московского рынка недвижимости в это время постараются «откусить» для себя самые привлекательные куски.
Тем не менее, на данном этапе развития событий, как полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, пока сложно делать какие-либо однозначные выводы о судьбе «Интеко». «Вместе с тем, опубликованная недавно в различных СМИ информация о проведении СКП и МВД доследственных проверок деятельности супруги бывшего мэра Москвы Елены Батуриной, несомненно, можно назвать весьма негативным новостным фоном для компании „Интеко“. Впрочем, только дальнейшие события позволят судить о том, насколько реальны риски для будущей деятельности компании, осторожно заявил GZT.ru Клягин.
|