Директор Реставрационного центра имени Грабаря— того, что горел в июле,— уволен приказом Министерства культуры. Алексей Владимиров проработал во главе центра более 20 лет, но, по его словам, оказалось, что его опыт и заслуги ничего не значат на фоне его публичной критики в адрес главного спасателя России Сергея Шойгу: на другой же день после заявлений Владимирова об использованных в Центре Грабаря методах тушения пожаров его выгнали с работы.
По официальной версии, Минкульт просто расторг трудовой договор с директором Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря Алексеем Владимировым. По словам пресс-секретаря ведомства Натальи Уваровой, Министерство культуры могло расторгнуть договор в любой момент, так как в июле истек срок, на который он был заключен. С того момента соглашение автоматически продлевалось в соответствии с законодательством. Указ же о расторжении договора был подписан 17 сентября, сообщает РИА «Новости».
Сам Владимиров считает, что его уволили из-за высказываний в адрес МЧС, которые он позволил себе на пресс-конференции 6 сентября— она была посвящена тому, где центр Грабаря разместится на время восстановления пострадавшего в огне здания.
«Меня спросили, отчего и как пострадали картины после пожара,— рассказал Владимиров GZT.RU,— Я ответил, что тогда пострадало 58 картин- из них восемь от пожара, а остальные от пожарников». «Нас гасили, как коровник, просто заливая водой сверху, даже не подозревая, что находится внутри»,— добавляет Владимиров. Критика МЧС стоила рабочего места
Владимиров говорил о «губительном» тушении центра с самого пожара. Заявление двухнедельной давности стало, видно, последней каплей. «Я выступил 6-го числа на пресс-конференции, где сказал об этом. Мое высказывание стоило мне рабочего места,— говорит Владимиров.— 7-го числа меня уже выгнали, хотя у меня было продление трудового договора до конца года».
После роковой пресс-конференции министр культуры Александр Авдеев узнал о критике в адрес ведомства Шойгу, и это, по словам Владимирова, и стало основной причиной. «Он ужасно обиделся, что я раскритиковал Шойгу, а Шойгу ему до этого позвонил,— рассказывает Владимиров.— А у нас же Шойгу считается неприкасаемым, а на самом деле ему все равно, что гасить— что коровник, что библиотеку, что музей».
По мнению Владимирова, в МЧС обязаны были учесть, что на пожаре имеют дело с реставрационным центром. «Есть же мировые примеры: когда горела Альбертина (венская художественная галерея.— GZT.RU), то ее тушили газом, потому что знали, что внутри хранится графика»,— отмечает Владимиров. Советская сущность
Со вчерашнего дня должность директора реставрационного центра назначена Евгения Перова, до увольнения Владимирова— его заместитель. Впрочем, расставаться с центром, в котором Владимиров 25 лет проработал директором, он не собирается. «Две недели отдохну, а потом наймусь к себе же на работу наемным консультантом,— отмечает Владимиров.— Буду работать там же, но зато не буду зависеть от министерства».
Стоит отметить, что перед увольнением Владимиров возражал, что не может просто так покинуть пост директора, поскольку за 25 лет внутри коллектива сложились определенные рабочие отношения. «Но мне в Минкультуры сказали: „Вы забудьте о коллективе, это советская сущность, а сейчас все наемные, мы наняли вас, а вы— остальных; причем тут остальные?!“»
Впрочем, не все сотрудники реставрационного центра согласны с его оценкой. Один из реставраторов центра рассказал GZT.RU, что «реставраторам все равно, кто будет директором, потому что у нас от этого все равно ничего не поменяется». «То же самое, думаю, полагают и мои коллеги,— отметил реставратор,— потому что ведь администрация осталась той же, а тут от перемены мест слагаемых сумма не поменяется». Кроме того, реставратор подтвердил, что Владимиров собирается вернуться на прежнюю работу, в качестве кого уточнить не решился.
Но в целом 25-летняя деятельность Владимирова на посту директора Центра высоко оценивается его коллегами. Старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян знает Владимирова как «замечательного профессионала». «Мне никогда не было известно ни о каких нареканиях в его адрес,— отметил Нерсесян,— Я объективно не вижу, в чем могли заключаться к нему претензии, никакого обоснованного повода для этого не было».
Спасенная «Богоматерь»
Напомним, что пожар произошел в центре Грабрая в июле этого года. Тогда Владимиров говорил, что по самым первым, предварительным подсчетам, основанным на оценке страховой компании от 2009 года, на реконструкцию здания потребуется около 150 млн рублей. В отношении рабочих, проводивших работы по ремонту кровли, и завотделом обеспечения и эксплуатации здания было возбуждено уголовное дело: их обвиняют в халатности. При тушении пожара погибли двое сотрудников МЧС. С 10 сентября Центр Грабаря возобновил свою работу, но уже в трех разных помещениях, выделенных им властями— в помещении Института органического синтеза, в здании на Варшавском шоссе и на первом этаже самого здания реставрационного центра.
Однако с тем, что Центр Грабаря стал монополистом в области экспертизы древнего искусства, согласны не все. Например, Нерсесян назвал в беседе с GZT.RU утверждения о монополии Центра Грабаря на экспертизу «совершенной фактической неправдой». По словам Нерсесяна, наравне с центром имени Грабаря такие заключения выдает Государственный научно-исследовательский институт реставрации и Межобластное научно-реставрационное художественное управление. Это три ведущие реставрационные организации.
За время существования реставрационного центра имени Грабаря его сотрудниками были спасены десятки произведений русского искусства, в том числе «Троица» Андрея Рублева, «Богоматерь Владимирская», а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Дрезденской картинной галереи.
|