Богатые люди редко бывают щедрыми. А потому, как заметил в свое время глава РСПП Аркадий Вольский, благотворительность у нас носит добровольно-принудительный характер. Другое дело — финансирование большой политики и отдельных ее представителей. Здесь грамотно вложенные миллионы, вне зависимости от своего происхождения, могут избавиться от налипшей грязи, обернувшись фантастическими административными дивидендами. Как именно работает эта политическая «прачечная», мы попробуем показать на примере политических инвестиций бизнесмена и депутата Сергея Шишкарева.
Утром 15 мая центр Москвы был занят людьми в форме. Немногочисленных прохожих разворачивали усиленные наряды милиции. Столицу «зачистили» для шествия движения «Наши». Финальная часть акции, посвященной Дню Победы, собрала недалеко от редакции «Новой газеты», на проспекте Академика Сахарова, где была построена гигантская трибуна, около 65 тысяч человек. Народ собирали по всей России.
Учитывая, что самый дешевый билет в один конец стоит не меньше пятисот рублей, к которому надо добавить цену обязательной форменной футболки, символического брелока-патрона и сухого пайка, размах запоздавшего празднования Дня Победы можно было примерно высчитать. Показушный патриотизм в день, когда куда уместнее было объявить траур по погибшим шахтерам Междуреченска, обошелся не меньше чем в три с половиной миллиона долларов.
Впрочем, ежегодные форумы «нашистов» на озере Селигер обходятся дороже. По данным газеты «Коммерсантъ», один сезон этого лагеря обходится в 17 миллионов евро. Откуда деньги, сами «нашисты» не спрашивают. Люди, интересующиеся политикой, обыкновенно кивают на Кремль. Отчасти они правы: движение «Наши», благодаря карьерному росту своего основателя Василия Якеменко, давно превратилось в филиал «Росмолодежи». Но есть у «наших» и конкретные благодетели.
Слово и «Дело»
Один из источников своего финансирования «Наши» раскрыли еще в 2006 году, на одном из очередных слетов-съездов. Среди прочих пятитысячный форум «молодежки» посетил депутат Сергей Шишкарев, член генерального совета партии «Единая Россия». В своем интервью газете «Ведомости» парламентарий признался, что уже вложил в «наших» десятки миллионов и совсем не следит за расходованием этих средств, доверяя лидерам движения. Денег, по словам Шишкарева, ему «совсем не жалко, даже кажется, что недодал».
Состояние депутата позволяет ему делать и не такие пожертвования. Правда, его капитал, сколоченный в «лихие девяностые», до сих пор имеет явственный душок шальных денег. Бизнесменом Сергей Шишкарев стал в 1992 году, расставшись по собственной инициативе с погонами лейтенанта. Стартовую площадку ему подготовил отец, главный диспетчер Новороссийского порта. В результате во второй половине 90-х годов порт оказался под фактическим контролем компании с многозначительным названием «Дело». Финансовые потоки, как это было принято, шли через далекие островные офшоры. Контролирующие и компетентные органы им особо не интересовались. В те годы убийство начальника линейного отдела внутренних дел морского порта Евгения Федорякина, затеявшего милицейскую спецоперацию по очистке крупнейшего в стране морского порта от облепивших его преступных группировок, стало событием общероссийского масштаба.
Жить, сообразуясь с «понятиями», нетрудно. Но важно вовремя уловить момент, когда эти неформальные правила начинают меняться. Поэтому когда в стране установился новый формат взаимоотношений бизнеса и власти, Сергей Шишкарев пошел в политику лично, наладив дружбу с руководством общероссийского движения «Честь и Родина» Александра Лебедя. Потом, когда развал генеральской партии стал очевиден, транзитом отметившись в движении «Отечество», стал доверенным человеком бывшего соратника Лебедя, лидера блока «Родина» Дмитрия Рогозина.
Сеансы большой политики
После перехода в стан «Родины», Сергей Шишкарев стал другом семьи партийного лидера. И даже больше. Фактически (по православному укладу) они стали родственниками: Дмитрий Рогозин в 1999—2000 годах вызвался быть крестным отцом обоих сыновей Шишкарева — Ивана и Александра. Так же, по-семейному, развивалось партнерство в области партстроительства.
Рогозин, будучи на пике популярности, взял на себя роль проводника хозяина «Дела» в большой политике. А именно: помог Шишкареву сделать самый важный шаг к успеху, открыв для него двери властных кабинетов. Вскоре Шишкарев стал депутатом Госдумы от Туапсинского округа, выдвинувшись от блока «Родина» и заручившись поддержкой администрации президента.
Знакомство Сергея Шишкарева и куратора российской партийной системы Владислава Суркова состоялось, как сообщали СМИ, при содействии Рогозина. Обеспеченный Шишкарев вызвался быть спонсором нового проекта кремлевского идеолога, всероссийского молодежного движения «Наши». В обмен на готовность вкладывать миллионы властелин Новороссийского порта приобрел своеобразный «абонемент» на посещение «башен». Теперь, посещая Кремль под предлогом поддержки «нашистов», он мог общаться с идеологом «суверенной демократии» лично, без посредничества Рогозина. А потому никто особо не удивился, когда при очередном повороте генеральной линии благодетель, крестник и начальник оказался за бортом.
В феврале 2006 года, при первых признаках опалы Рогозина, Шишкарев перешел в «Единую Россию» и записался в состав возглавляемой Борисом Грызловым футбольной команды «Парламент России». Поводом для разрыва отношений, по словам самого Шишкарева, стала протестная голодовка лидера «Родины», а также националистический ролик партии во время предвыборной кампании в Мосгордуму. Дмитрий Рогозин разрыв с другом переживал тяжело, на политсовете партии назвал Шишкарева предателем. А тот, ничуть не смущаясь, продолжил внедрение в большую политику.
Бездонная касса «Госклуба»
Мы живем в век жеманных формальностей. И для финансирования движения «Наши» и некоторых других проектов Кремля была учреждена специальная негосударственная структура с державным названием «Государственный клуб». Решение о том, «способствуют» или «не способствуют» «идеи» очередного просителя созданию «светлого будущего», принимают люди заинтересованные. К примеру, в нынешний состав конкурсной комиссии «Госклуба» помимо председателя совета Студенческого союза МГУ Андриянова и прочих полуофициальных лиц входят основатель «наших», глава «Росмолодежи» Василий Якеменко, его верный соратник Сергей Белоконев и сам господин Шишкарев. А потому список облагодетельствованных в прошлом году состоит в равных долях из лояльных Кремлю контор и организаций с на редкость мутными названиями.
Один из главных грантополучателей — «Межрегиональная общественная организация Содействия развитию суверенной демократии «Наши», выбившая на проведение Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2010» пять с половиной миллионов. Близкая «нашистам» молодежная общественная организация «Новые люди» на развитие программы «Плечом к плечу» вытребовала 6 800 000 рублей. Далее в списке получателей денег идет печально известное «Всероссийское объединение болельщиков», затребовавшее денег на анекдотичную для футбольных фанатов программу «Технологии толерантности в молодежной среде».
Вслед за сподвижниками известного в криминальной среде лидера фанатов Команча идут региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» Республики Ингушетия, некоммерческое партнерство «Центр защиты и помощи гражданам за рубежом и поддержки соотечественников», пожелавшее провести слет в курортном Форосе, межрегиональная общественная организация «Ассоциация юных лидеров» с перспективной программой «Кризис — это угроза? Нет. Это — новые возможности» и многие другие организации с невнятными целями, вроде «Российского конгресса народов Кавказа» Саламбека Маигова. Последний, напомним, в 1996 году был министром в правительстве Чечни у Яндарбиева, а в 1997 году — кандидатом в президенты Ичкерии, в которых участвовали только боевики, выступавшие за полное отделение от России.
Бремя портовых сборов
Денег хватает на всех. Конечно, о личном спонсорстве Шишкарева, как это было когда-то, речи уже нет. Судя по его последней декларации о доходах, депутат зарабатывает не больше менеджера средней руки, около двух с половиной миллионов в год. Зато живет и процветает портовый бизнес, прямой преемник офшорных традиций 90-х годов.
Теперь «Дело» отца и сына Шишкаревых работает под другой вывеской. Как отмечают российские деловые издания, несколько лет назад Русский генеральный банк (в правление которого вошли Сергей Шишкарев, депутат Госдумы Александр Скоробогатько, предприниматель Григорий Коваленко и банкир Александр Пономаренко) скупил акции порта, фактически перехватил управление НМТП. РГБ, слившийся с более устойчивым Инвестсбербанком, практически не пострадал от экономического кризиса. Не исключено, что за счет доходов одного из крупнейших портов страны и финансируются многотысячные акции кремлевской молодежи.
У нас есть законные вопросы. Ведь бывший активист «Наших», Дмитрий Копылов, о провокации которого против редакции мы много писали, до того как был взят с поличным, ездил к нам на арендованном фургоне и платил зарплату водителю. Откуда не имеющий толковой специальности и твердого дохода молодой человек брал средства на свои шпионские игры? И чьи доллары он нам принес? Липовое «деятельное раскаяние», в связи с которым замяли его уголовное дело, предполагает как раз подробные показания о происхождении «зеленых».
В последнее время значимость «Госклуба» в политической системе падает. А вместе с ней падают шансы Шишкарева выйти в верхние эшелоны политики. Как заметил в беседе с нашим корреспондентом политолог Дмитрий Орешкин, даже инвестиции в «нашистов» сегодня малоэффективны. Сегодня помимо Шишкарева у Кремля на шее целая вязанка бизнесменов, готовых за миллионные пожертвования купить себе право личного доступа к обитателям «башен». Признаком охлаждения отношений с властью стали неудачные попытки депутата стать мэром Новороссийска и губернатором Краснодарского края. А самое главное, что в системе путинской «вертикали» экс-владелец «Дела» так и не стал полностью «своим».
|