Интер РАО«готовит допэмиссию акций, которая почти в 6 раз увеличит ее уставный капитал. Выпуск одобрен советом директоров, сообщила компания. 25 июня сделку рассмотрит собрание акционеров: 13,8 трлн новых акций предлагается разместить по закрытой подписке в IV квартале 2010 г. — I квартале 2011 г. Разместив их, «Интер РАО» планирует получить сразу 43 новых актива, говорится в ее материалах. Предварительная оценка — около $10 млрд, окончательную будет делать консорциум независимых оценщиков.
В списке активов — доли в ФСК, «Русгидро», «РАО энергосистемы Востока», «Иркутскэнерго», «Новосибирскэнерго», «Башкирэнерго», всех ОГК, акции 12 из 14 ТГК, доли в 11 сбытовых компаниях (включая «дочку» «Роснефти» — «РН-энерго», а также «Русэнергосбыт» Григория Березкина и итальянской Enel). Также указаны два проектных института и инжиниринговая компания «Эмальянс».
Проще сказать, чего в списке нет: из крупнейших генерирующих активов не указана «дочка» «КЭС-холдинга» — ТГК-5, активы «Татэнерго», а также ТГК-8 «Лукойла». Нет и сетевых активов, не считая акций ФСК.
В целом перечень «достаточно широкий», признал вчера и. о. предправления «Интер РАО» Борис Ковальчук. Но зачем компании каждый из этих активов, она пока не объясняет: новая стратегия будет разработана и представлена совету директоров в течение двух месяцев.
Кому и в каких пропорциях достанутся акции допэмиссии, также не определено. Но основные владельцы активов из списка — Росимущество, ФСК, «Русгидро», госкорпорация «Росатом». Так что в ближайшие 3-5 лет госконтроль в «Интер РАО» останется, подытожил Ковальчук. Если миноритарии не воспользуются правом преимущественного выкупа акций допэмиссии, основной акционер «Росатом» снизит долю с 57 до 20%, посчитал аналитик «ВТБ капитала» Михаил Расстригин, «Газпром» — с 8 до 3%, остальные миноритарии — до 11%. В числе совладельцев появятся Росимущество (19%), ВЭБ (8%), ФСК (32%), «Русгидро» (7%).
Десять лет подряд «Интер РАО» была малозаметным игроком: в 1997-2007 гг. ее главной задачей был экспорт-импорт электроэнергии. А теперь «это новая восходящая звезда российского энергетического рынка», заметил на днях президент «КЭС-холдинга» Михаил Слободин.
До ликвидации РАО ЕЭС у «Интер РАО» были активы в СНГ мощностью 5,7 ГВт, потом в наследство от холдинга ей достались станции в России на 7,6 ГВт. Тогда же «Интер РАО» разработала план, по которому к 2015 г. ее мощности должны были вырасти до 30 ГВт (это почти три «Мосэнерго» или финских Fortum), а стоимость — до $14 млрд. Потом совет «Интер РАО» возглавил Игорь Сечин, и план стал выполняться: компания получила в управление ОГК-1, а затем попросила правительство передать ей акции других ОГК и ТГК, которые остались после реформы РАО ЕЭС у государства и государственных ФСК и «Русгидро».
В начале года план «Интер РАО» поддержали; Минэнерго приготовило проект указа президента (см. www.vedomosti.ru), по которому компания должна получить активы Росимущества. Проект был разработан по личному поручению Сечина, говорит источник в аппарате правительства, уже согласован ведомствами и находится в правительстве, список активов к передаче в нем окончательный. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил,что проекты указа президента и распоряжения правительства находятся сейчас на рассмотрении у Сечина.
Представитель «Русгидро» говорит, что решение о передаче активов примет совет директоров, сейчас идут переговоры, процесс не завершен. «Интерфаксу» он сказал, что компании интересны российские и зарубежные гидрогенерирующие активы «Интер РАО».
В списке желаемого «Интер РАО» оказались сбытовые активы, сделку по покупке которых у «РАО ЭС Востока» сейчас проводит «Русгидро».
В «Эмальянсе» «Интер РАО» интересен контроль, сказал вчера Ковальчук; сейчас 100% «Эмальянса» — у Auburn Investments, а основной бенефициар — депутат Евгений Туголуков. Вице-президент «Эмальянса» Сергей Караулов подтвердил факт переговоров. Но окончательно пакеты акций пока не определены, отмечает он, конкретика должна появиться к осени. Цель обмена, по словам Караулова, — создание интегрированного производственно-инжинирингового холдинга полного цикла, который занимался бы модернизацией и строительством новых энергомощностей в России и за рубежом. Операционное управление «Эмальянсом» предполагается сохранить за действующим менеджментом, уточняет он.
Если «Интер РАО» получит все желаемое, то по структуре активов компания отчасти может стать похожа на РАО ЕЭС: генерация, сбыты, проектные институты и даже машиностроительная компания (у РАО были акции «Силовых машин»), резюмирует Расстригин. Но так как сетевых активов у компании нет, это не противоречит целям энергореформы, подчеркивает он: просто сейчас компании передают все активы, которые не смогли продать, ее задача — заставить их эффективно работать.
Ковальчук лишь отметил, что после консолидации всех активов из списка часть из них «Интер РАО» может обменять на другие. Но все определится после того, как будет размещена эта допэмиссия.
|