Если государство говорит, что ему необходимо получить [доступное] жилье раньше, чем это будет скорректировано рынком, значит, оно должно в этом участвовать«, — рассуждает Батурина. И предлагает государству вложить капитал в компанию «Патриот», созданную ею два года назад для массового жилого строительства, а также кредитовать покупку земель и строительство домостроительных комбинатов (ДСК).
Представитель секретариата вице-премьера Игоря Шувалова сообщил, что такая «тема поднималась на одном из совещаний и вопрос находится на рассмотрении». Шувалов возглавляет межведомственную комиссию по жилищному строительству. В пресс-службе Внешэкономбанка (ВЭБ) «Ведомостям» подтвердили факт «предварительных дискуссий» госкорпорации и «Интеко» по поводу такого предложения.
Проект Батуриной предусматривает строительство ДСК по всей стране. «В 35 регионах, которые мы выбрали, живет около 90% населения страны и возводится 80% жилья. И это те регионы, в которых заводы в плачевном состоянии», — объясняет она. Для первого этапа отобраны Самара, Москва, Краснодар, Петербург, Ростов. В Ростове «Интеко» реконструировала Комбинат крупнопанельного домостроения и возводит жилой микрорайон, в Москве реконструирует ДСК-7, в Петербурге купила ДСК-3, в Краснодаре планирует запустить новый комбинат и строить жилой район, в Самаре подписано соглашение о приобретении земли для этих же целей.
В марте 2009 г. Батурина говорила «Ведомостям», что участие государства должно быть сопоставимо с затратами «Интеко». «Алгоритм инвестиций простой — стоимость земли и завода. На реконструкцию одного завода необходимо $70 млн (мощность — 150 000-200 000 кв. м)», — говорит она. В капитал «Патриота» внесено земель на 5-6 млрд руб. Доступное жилье соответствует меморандуму о финансовой политике ВЭБа, говорит сотрудник госкорпорации, ведь строительство массового жилья упирается в инфраструктурные ограничения. «Но почти совершенно точно ВЭБ в капитал не войдет, — утверждает он. — ВЭБ только финансирует заемщика».
Эксперты видят в проекте «Интеко» и политическую подоплеку. «На протяжении лет четырех Елена Батурина целенаправленно работала на то, чтобы выйти за пределы Москвы и не зависеть в критической степени от того, является ее муж мэром или нет. Сейчас ее бизнес-империя не ограничивается Москвой, в общем и целом она уже не зависит от мужа и отладила свои связи на федеральном уровне», — комментирует Ростислав Туровский, эксперт Центра политических технологий.
|