На завершение всех работ по реконструкции скульптурной композиции «Рабочий и колхозница» из бюджета Москвы выделят более 800 млн руб. Эти деньги получит дочерняя компания принадлежащего жене столичного мэра ЗАО «Интеко», которая ранее уже отреставрировала памятник за 2,9 млрд бюджетных рублей.
13 апреля 2010 года на официальном сайте Тендерного комитета города Москвы появилась информация об окончании конкурса на выполнение работ по завершению реставрации постамента под памятником «Рабочий и колхозница» и размещению внутри постамента объекта музейно-выставочного назначения. Первоначальная стоимость госконтракта — 888,7 млн руб. Участвовать в конкурсе пожелали две компании — строительная фирма «Орел» и ООО «Строительная компания „Стратегия“, дочернее предприятие ЗАО „Интеко“. Условия использования
Инвестиционно-строительная корпорация, занимающая ведущее место на рынке производства полимеров и изделий из пластмассы, монолитного домостроения и коммерческой недвижимости. Руководит компанией Елена Батурина, супруга московского мэра. Компания работает как на российском, так и на международном рынке.
При рассмотрении заявок оказалось, что у фирмы «Орел», зарегистрированной лишь в марте 2009 года, документы для участия в конкурсе оформлены не должным образом. Поэтому компанию к конкурсу не допустили, а сами торги признали несостоявшимися. По законодательству в этом случае проект контракта передается единственному участнику, то есть ООО «Строительная компания „Стратегия“.
Согласно конкурсной документации, специалисты компании «Орел» готовы были завершить все работы и создать музей внутри павильона монумента за 835 млн руб. «Стратегия» гарантировала выполнение тех же работ за сумму около 871 млн руб. Таким образом, предложение «Стратегии» было дороже на 35,5 млн. руб.
Тендер на право заключения этого госконтракта был объявлен 20 февраля 2010 года. Тогда его стоимость составляла 730 млн руб. А итоги конкурса должны были подвести 30 марта 2010 года.
Однако позже конкурс продлили до 13 апреля, а стоимость контракта увеличили на 158,6 млн руб — до 888, 696 млн руб. На каком основании были внесены эти изменения, из документации конкурса не понятно. Музей внутри «Рабочего и колхозницы»
В январе 2010 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о том, что внутри постамента расположится музей скульптора Веры Мухиной, архитектора Бориса Иофана и инженера Петра Львова. Создание концепции новой выставки было поручено музею истории Москвы.
Предполагалось полностью посвятить музей истории создания скульптуры «Рабочий и колхозница». Среди экспонатов музея будут материалы о скульпторе Вере Мухиной, архитекторе и авторе проекта павильона на парижской выставке Борисе Иофане и инженере и конструкторе сварочных машин Петре Львове, которому принадлежит идея соединения деталей скульптуры. В музее будут выставлены их личные вещи, материалы, чертежи и копии работ. Также часть экспозиции будет посвящена истории создания павильона на парижской выставке в 1937 году. Что делать
В техзадании к конкурсу описывается, какие работы предстоит выполнить победителю. Он должен разработать проект приспособления внутреннего пространства павильона-постамента под музейно-выставочный центр, проект размещения в головной части павильона смотровой площадки, освещения внутри скульптуры и приточно-вытяжной вентиляции с регулированием влажностно-температурного режима внутри скульптуры. Далее в техзадании говорится, что победитель должен «выполнить все виды ремонтно-восстановительных, научно-исследовательских и реставрационных работ, в том числе установке произведения на высоту 34,5 метра на новый постамент».
Скульптура «Рабочий и колхозница» уже находятся на постаменте. Причем постамент уже облицован. И более того, композиция была торжественно открыта в конце 2009 года.
Памятник
Монумент «Рабочий и колхозница» был создан в 1937 году по проекту Веры Мухиной и Бориса Иофана для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. Статуя весила 75 тонн. В Париж ее везли на поезде длиной 28 вагонов. После окончания выставки, по данным общественной организации «Архнадзор», парижские власти хотели выкупить статую у советского правительства, но памятник вернули в Москву. Вера Мухина мечтала, чтобы он располагался на Воробьевых горах, однако монумент установили на ВДНХ и уменьшили спроектированный постамент с 30 до 10 метров.
Среди задач, стоящих перед победителем конкурса — оценка выполненных работ по облицовке павильона-постамента гранитными изделиями, обозначение границ, а также разработка проектной документации по сохранению максимальной долговечности и коррозийной стойкости нержавеющей оболочки произведения. Также необходимо обеспечить обслуживающий персонал технологическими помещениями, площадками для ведения мониторинга, реставрационных работ. Победителю нужно оборудовать мебелью административные помещения внутри постамента, оснастить спецоборудованием музейно-выставочные помещения, установить токарный и заточный станки в реставрационных мастерских, а также компьютеры в помещениях для мониторинга. Протокол начальной цены госконтракта. Часть 1
Протокол начальной цены госконтракта. Часть 2
К документации по данному конкурсу прилагается и смета. В ней подробно описывается, на что будут потрачены 888,6 млн руб.
Самой затратной статьей сметы являются строительно-монтажные работы на строительство павильона постамента с учетом внутренних и внешних отделочных работ. На это, как предполагается, будет потрачено чуть более 382 млн руб. Дешевле всего обойдется оформление объекта в собственность — 7 тыс руб. Среди статей расходов есть и такая — «стоимость герба». Советский герб, кстати, также уже установлен на постаменте. Закрепить цвет и разбить газоны
Некоторые из уже выполненных работ вновь фигурируют в техническом задании. Представители заказчика проведения торгов — департамента городского заказа капитального строительства города — не смогли объяснить GZT.RU, что же все-таки будет делать ООО «Строительная компания „Стратегия“. „Обращайтесь к компании, выигравшей конкурс“,— заявили в департаменте.
В префектуре Северо-Восточного административного округа, на территории которой расположена композиция «Рабочий и колхозница», заметили, что речь идет о внутренней отделке постамента и размещении внутри него музея.
Вадим Церковников, автор проекта, рассказал GZT.RU, что тендер проведен на завершение работ. «Это антикоррозийная защита и рельефность, внутренняя часть постамента и благоустройство,— рассказал он.— Рядом с памятником должны быть цветы, газоны, тропинки, прогулочные площадки. Это же место массового скопления людей, не так просто».
Реставрация
Первый памятник изначально собирали в расчете на то, что он простоит лишь несколько лет. Специалистам-реставраторам пришлось разрабатывать особый состав, который мог бы восстановить местами проржавевший тонкий металл. Сначала монумент разделили на 17 частей, затем — на 40. Наиболее пострадавшие элементы каркаса статуи и покрытия заменили точными копиями.
После начала реставрации в 2003 году памятник обещали вернуть на прежнее место сначала в 2005 году, затем в 2006 и 2007 годах.
Несмотря на то что «Рабочий и колхозница» — федеральный памятник, реконструкция ведется на деньги московского бюджета. В конце 2008 года столичные власти заявляли, что намерены обратиться в Министерство культуры с просьбой передать памятник городу.
Г-н Церковников добавил, что предстоят работы, после которых «скульптура наберет цвет». «Нержавеющая сталь должна прийти к первоначальному цвету, а мы этот цвет закрепим»,— рассказал автор проекта. Говорить более подробно о тех работах, которые предстоит выполнить, автор проекта реконструкции скульптуры «Рабочий и колхозница» отказался.
В ЗАО «Интеко», дочерняя компания которой выиграла конкурс на право заключения госконтракта, в ответ на просьбу корреспондента GZT.RU прокомментировать ситуацию, пообещали прислать ответ в течение нескольких часов. До окончания рабочего дня в среду, 14 апреля, ответа не последовало. Но вечером по электронной почте с незнакомого корреспонденту GZT.RU адреса пришло письмо следующего содержания: «Касаемо реконструкции „Рабочего и колхозницы“. Информацию о компании „Стратегия“ смотри». Далее в письме шла ссылка на сообщение информационного агентства «Интерфакс».
Действительно, вечером 14 апреля на лентах информационных агентств «Интерфакс» и РИА «Новости» появилось сообщение о том, что «Строительная компания „Стратегия“ приступает к работам по созданию внутреннего пространства павильона-постамента».
Цифры
Высота монумента «Рабочий и колхозница» — 24,5 м Высота павильона — 34,5 м Площадь, которую занимает надземная и подземная части комплекса — более 8 тыс кв м.
В сообщениях упоминается и компания «Орел», участвовавшая в конкурсе на выполнение этих работ. Ее охарактеризовали как компанию, которая «занимается ремонтом и строительством коттеджей на Рублевке и в Кавказских минеральных водах».
Госзкупки и реконструкция
Еще один конкурс по проектированию и выполнению ремонтно-восстановительных и научно-реставрационных работ монумента «Рабочий и колхозница» был объявлен 31 декабря 2008 года — в разгар экономического кризиса. Первоначальная максимальная сумма контракта составляла 2,395 млрд рублей, однако в последний день 2008 года она увеличилась более, чем на полмиллиарда, достигнув в итоге 2,905 млрд рублей.
Тогда единственным участником торгов стало ООО «Строительная компания „Стратегия“. Компания подала заявку 27 января, за три дня до окончания приема. Из-за того, что желание побороться за госконтракт выразила только одна компания, аукцион был признан несостоявшимся, говорится в протоколе рассмотрения заявок. Как и в этот раз, согласно закону „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ проект контракта был передан единственному участнику аукциона.
Мнения известных людей:
Михаил Веллер, писатель
« Да, старухе Мухиной такие «бабки» и не снились! Товарищ Сталин за них перестрелял бы весь союз художников вместе со скульпторами. На эти деньги хорошо бы было реконструировать на Красной площади Лобное место со статуей Малюты Скуратова и золотой доской. А на этой доске высечь названия всех учреждений и организаций, выступающих подрядчиками у государства и уводящих сумасшедшие средства, которые не снились ни авторам памятников, ни тем, кто на них изображен, ни тем, кто их устанавливал. »
Сергей Митрохин, председатель партии "Яблоко", бывший депутат Мосгордумы
« Боюсь, что сходу назвать что-либо конкретное не смогу. Однако думаю, что при таких связях, наверное, они могут реконструировать абсолютно любые памятники, которые только не придет в голову правительству Москвы. Впрочем, хотелось бы какого-то разнообразия в монументальной политике. Я имею в виду то, чтобы данным вопросом в будущем занимались все-таки разные организации. Ну а что касается торгов в общем и целом, то эта тема больше похожа на фикцию. Мне кажется, что при любых торгах, аукционах и конкурсах, даже если в них принимает участие много фирм и компаний, все равно все заранее знают, кто в итоге одержит победу. Доверия к тому, что процедуры соответствуют своим названиям, почему-то никакого нет. »
Вячеслав Глазычев, профессор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения
« А у нас все можно: можно, например, за хорошие деньги сделать памятник конституции 1918 года, который когда-то стоял на месте Юрия Долгорукого. Однако все это несерьезно, в том смысле, что что здесь можно обсуждать? Действует естественная структура поведения, в которой город рассматривается как усадьба. А у усадьбы всегда есть хозяин, который решает, где и каким образом сделать погребок. »
Марк Урнов, декан факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики, доктор политических наук
« На самом деле, в Москве достаточно таких объектов, которые следовало бы реконструировать. Мало того, некоторые из них имело бы смысл демонтировать – вроде памятника Петру I. Думаю, что не только мне одному эта конструкция кажется бредовой. Не зря поговаривают, что изначально это вообще был Христофор Колумб, которому впоследствии приделали голову Петра. Наконец, если говорить об «Интеко», то всем известно, что эта компания близка московскому правительству. Что же ей подряды-то не получать! Говорите, что они раньше памятники не восстанавливали? Но ведь вопрос, наверное, состоит не в памятниках, а в получении контрактов. Потому что если контракт будет получен, то специалистов всегда можно найти. Помните, еще Грибоедов писал: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку»? Кто его знает, может быть, и сейчас так… В любом случае, проблема финансов и проблема реальной реставрации – это две разных проблемы, которые всегда разделяются. »
Николай Губенко, депутат Мосгордумы (фракция КПРФ), художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки», бывший министр культуры СССР
« Никаких! Лучше на эти 4 млрд. рублей упразднить компанию «Интеко». Однако я думаю, что этого не случится, потому что это слишком маленькая сумма, и ее не хватит для того, чтобы упразднить
|