Российское и немецкое подразделения автоконцерна Daimler готовы признать вину в нарушении антикоррупционных законов и подкупе чиновников, а сама компания — заплатить $185 млн штрафа, сообщает Reuters со ссылкой на неназванные источники. Урегулирование претензий должен одобрить суд: слушания по делу назначены на 1 апреля.
Концерн обвиняется в том, что в период с 1998 по 2008 г. подкупал чиновников 22 стран мира с целью получения государственных контрактов. В документах министерства юстиции США говорится, что концерн предлагал государственным чиновником все — от денег и дорогостоящих машин до карьерных возможностей в своей компании — в обмен на государственные контракты, которые принесли немецкому концерну как минимум $50 млн дополнительной прибыли. «В некоторых случаях Daimler использовал счета иностранных банков, чтобы пересылать взятки на депозиты американских банков», — говорится в отчете минюста. По данным министерства, автоконцерн давал взятки также в России, Китае, Турции, Египте, Нигерии и еще 17 странах.
Больше всего Daimler заплатил по контрактам с МВД и гаражом особого назначения
В России Daimler продал государственным структурам легковые и коммерческие автомобили. В документах, направленных в суд, минфин США выдвигает обвинения против ЗАО «ДаймлерКрайслер автомобили рус» (DaimlerChrysler Automotive Russia), в настоящее время называющегося ЗАО «Мерседес-Бенц рус» (далее — DCAR), которое сотрудничало с различными подразделениями головной компании Daimler, в частности подразделением зарубежных продаж (далее — DCOS) в связи с нарушением закона «О коррупционных практиках за рубежом» (The Foreign Corrupt Practices Act).
Daimler, используя DCAR в качестве агента, продавал автомобили государственным структурам в России. В число российских клиентов компании входили МВД, Гараж особого назначения, Вооруженные силы, а также городские власти Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Daimler через DCAR в период примерно с 2000 по 2005 г. давал взятки российским госслужащим и связанным с ними лицам для обеспечения компании заказами от российских госструктур. Все платежи подобного рода делались с ведома DCOS и DCAR. Иногда при таких платежах завышалась сумма заказа и излишки передавались госслужащим или указанным ими третьим лицам, а также переводились на счета подставных компаний в банки Латвии, США, других стран. В бухгалтерской отчетности Daimler взятки проводились как «комиссия», «специальные скидки», «необходимые платежи».
За указанный период Daimler поставила в Россию автомобили на общую сумму около 1,4 млрд евро, из которых примерно 5% пришлось на долю госзаказов. В связи с этими продажами Daimler выплатила более 3 млн евро незаконных платежей госслужащим, работающим в заказывавших автомобили компании госструктурах, а также связанным с ними лицам и компаниям.
В российском представительстве Daimler (Mercedes-Benz Russia) «Ведомостям» отказались прокомментировать ситуацию с претензиями к концерну. В штаб-квартире компании «Ведомостям» заявили, что не могут давать комментарии до 1 апреля.
Daimler не впервые обвиняют во взяточничестве
В Китае германский автопроизводитель помог сыну госчиновника, отвечавшего за снабжение автомобилями государственной китайской нефтяной корпорации, пройти практику в компании. Кроме того, компания заплатила 2223 евро за то, чтобы сын смог принять участие в автогонках в июле 2004 г. В 2002 г. компания заплатила 57 000 евро жене китайского служащего госкомпании Sinopec всего через несколько дней после того, как компания согласилась закупить автомобили Daimler. По данным минюста США, все было представлено как плата за консультацию, но «никаких консультационных услуг оказано не было». В Туркмении и в Либерии компания подарила госчиновникам бронированные машины стоимостью от 267 000 до 300 000 евро. В тот момент автоконцерн как раз обсуждал с этими чиновниками возможность покупки правительством нескольких десятков автомобилей. Иракские чиновники получали по 10% от сделки.
По данным неназванного источника Reuters, Daimler в процессе внесудебного урегулирования согласен выплатить $93,6 млн минюсту и $91,4 млн Комиссии по ценным бумагам и биржам. В обмен концерн хотел бы не признавать за собой вину.
Данный случай не первый, когда Daimler обвиняют во взяточничестве. В 2004 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала расследование в отношении подкупов должностных лиц для получения контрактов на покупку автобусов и грузовых автомобилей компании. Схемами, подобными той, что вменяется в вину Daimler, пользуются и другие компании. Так, недавно британская BAE заплатила за урегулирование дела, связанного с подкупами, $400 млн. В 2008 г. компания Siemens была оштрафована на $1,3 млрд.
|