политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Экономика »


Кровь износа

Организаторов массовых акций протеста решено искать в ЖЭКах

Версия для печати
Сохранить статью

Рост протестных настроений и уличных акций в регионах заставляет власть искать виновников недовольства. Похоже, в этом году на роль мальчиков для битья избраны коммунальщики. Вслед за участниками стихийных акций протеста свое недовольство бурным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги высказали премьер-министр Владимир Путин и спикер Госдумы, один из руководителей "Единой России" Борис Грызлов. Специалисты опасаются, что попытка административными мерами заморозить коммунальные тарифы приведет к консервации плачевного состояния этой отрасли.

Практически все массовые акции последнего времени в российских городах сопровождались лозунгами и протестами против бурного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Наличие проблемы признано на самом высоком уровне. 4 марта на заседании правительства премьер-министр Владимир Путин поручил Федеральной службе по тарифам пристальнее наблюдать за ситуацией в этой сфере, чтобы «все наши индексации пенсий не съедались тарифами».

9 марта вслед за премьером свое недовольство тем, что в некоторых регионах стоимость коммунальных услуг выросла на 40 и даже 50%, высказал председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов. Виновниками, как обычно, названы монополисты и посредники. «Нерадивые организации, которые обязаны предоставлять услуги населению, просто-напросто берут свою себестоимость, добавляют свою прибыль, возможно, и коррупционную составляющую, получившийся объем средств делят на количество квартир и выводят тот тариф, который необходимо будет оплачивать жильцам», -- возмущался г-н Грызлов в ходе селекторного совещания с регионами. Он дал свой рецепт решения проблемы: «Я считаю, что наша задача нерадивых монополистов, которые не повышают эффективность своих производств, посредников, которые наживаются на наших гражданах, отсечь от цепочки, которая выстраивается от производителя услуги до ее потребителя».

Однако представляется, что ЖКХ не та сфера, где можно ожидать получения легких политических дивидендов. В 90-х годах прошлого века сдерживание государством роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги использовалось в качестве одного из инструментов социальной поддержки населения в условиях достаточно резкого перехода к рыночным механизмам формирования цен на потребительские товары и услуги. В результате рост стоимости услуг ЖКХ постоянно отставал от потребительской инфляции. Финансовая поддержка из региональных и муниципальных бюджетов выделялась коммунальщикам в большинстве случаев по остаточному принципу, а кое-где на это и вовсе не было денег. Одним из следствий этого стало плачевное состояние жилищно-коммунального комплекса, угрожающее в ряде регионов социально-экологической катастрофой.

Государственный подход к формированию тарифов на услуги ЖКХ кардинально изменился в 2000-х годах. В 2001 году было объявлено о начале реформы жилищно-коммунального комплекса. С точки зрения тарифообразования это означало переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг населением с выделением субсидий малоимущим слоям.

Рост тарифов в ЖКХ резко ускорился. В некоторые годы стоимость коммунальных услуг росла быстрее средних потребительских цен, которые уже учитывали индекс тарифов на услуги ЖКХ, в несколько раз (см. таблицу).

Особенно заметным действие этих коммунальных ножниц стало в кризис. По итогам 2009 года в среднем по стране реальная заработная плата сократилась на 2,8%, доходы населения с учетом инфляции выросли всего на 1,9%, да и то благодаря исключительно их взрывному росту на 34,5% в декабре. Специалисты полагают, что такой эффект мог быть обеспечен только за счет выплат бонусов и премий по итогам года достаточно узкой прослойке высокооплачиваемых сотрудников. Численность населения, живущего на доходы ниже прожиточного минимума (5,2 тыс. руб. в месяц на человека в среднем по России), увеличилась по итогам трех кварталов с 19 до 19,7 млн человек. Свыше 6 млн человек являются безработными, а в январе 2010 года эта цифра выросла на 600 тыс., до 6,8 млн. Еще 1,9 млн человек, даже по официальным данным «Росстата», находились в простое, вынужденных отпусках или работали неполный рабочий день. Как результат, по данным Всероссийского центра уровня жизни, покупательная способность населения снизилась в 66 регионах, причем в 18 субъектах на 5--10%, а еще в 18 регионах она упала более чем на 10%.

В значительной степени по этим причинам даже инфляция в прошлом году стала рекордно низкой для России -- "всего" 8,8%. При этом рост тарифов на услуги ЖКХ более чем вдвое превзошел ее и составил 19,6%. Произвол местных властей при установлении тарифов на услуги ЖКХ особенно наглядно демонстрируют результаты исследования, проведенного в прошлом году специализированным журналом «Вода Magazine». В ходе сопоставления реальных тарифов на холодную воду и канализацию, установленных в 100 крупнейших городах России, выяснилось, что они различаются более чем на порядок. Так, в Абакане холодное водоснабжение в прошлом году стоило 4,48 руб./куб.м, а в Салехарде -- 53,93 руб./куб.м. Услуги на водоотведение в Махачкале оценивались в 2,37 руб./куб.м, а в Салехарде -- в 56,12 руб./куб.м. Тарифы на воду в Иркутске в четыре раза ниже, чем в Сургуте, а в Черкесске вода в 2,5 раза дороже, чем в Нальчике. То же самое наблюдается с тарифами на водоотведение. За канализацию в Тольятти платят больше, чем в Магадане, в Сочи она дороже, чем в Якутске, и в шесть раз дороже, чем в Махачкале. В Назрани тарифы на водоотведение выше, чем в Петропавловске-Камчатском, а в Томске канализация в два раза дороже, чем в Новосибирске.

За два месяца этого года при среднем росте цен на 2,5% холодное водоснабжение и водоотведение подорожало на 16,6%, горячее водоснабжение -- на 15,3%, отопление -- на 13,6%, электричество -- на 11,5%. Ясно, что в основном коммунальные тарифы увеличиваются раз в год, с 1 января. До конца года их рост вряд ли превысит 12--13%. Но в любом случае это много выше ожидаемой правительством к концу года инфляции в 6,5--7,5%.

Тарифы на услуги ЖКХ стали невыносимы даже для малого и среднего бизнеса. На состоявшемся на прошлой неделе V съезде Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА) президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон пожаловался на то, что «государство одной рукой сдерживает цены, а другой поднимает тарифы на услуги естественных монополий».

И государство, и население стали заложниками отсталости нашего коммунального хозяйства, уверены эксперты. «Мы как потребители несем на себе бремя износа и устаревания всех фондов ЖКХ. А так как износ от года к году увеличивается, то мы вынуждены платить все больше и больше. Мы оплачиваем не только поставку воды, но и все аварии, потери, низкий КПД котельных, плохую организацию труда, -- объясняет директор Центра макроэкономических исследований компании BDO в России Елена Матросова. -- У нас в ЖКХ имеется гигантский потенциал снижения издержек и тарифов за счет проведения глобальной модернизации этой системы. В большинстве случаев КПД можно поднять с нынешних 20 до 80%. Если бы мы использовали кризис для модернизации своего жилищно-коммунального хозяйства, то могли бы радикально увеличить его эффективность, получить экономию газа, электричества, загрузить наше машиностроение, а затем и снизить тарифы».

С необходимостью модернизации ЖКХ не спорит директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов. Проблема опять же в том, откуда взять деньги. «Если модернизацию проводить за счет самых компаний ЖКХ, то для этого нужны средства, которые они могут получить только за счет тарифов, -- поясняет экономист. -- Если привлекать к модернизации частного бизнес-инвестора, он даст деньги только в том случае, если будет гарантия вернуть их с выгодой для себя. Сделать это можно только при условии сохранения или даже увеличения действующих тарифов, по крайней мере до окупаемости проекта».

«Если сравнивать со структурой издержек в жилищном хозяйстве Европы, тарифы у нас относительно невысокие, -- уверен директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев. -- Их проблема в том, что они отражают не только эффективные, но и неэффективные издержки операционной деятельности, а при этом не формируют достаточных ресурсов на обновление основных фондов. Как следствие -- недоремонты, аварийность». По его словам, расходы домохозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг на конец 2009 года в среднем по стране у нас были чуть меньше 6,8--6,9%. «Мировая статистика за 300 лет говорит, что если в среднем семьи тратят на жилищно-коммунальные услуги до 10% своих доходов, это в пределах цивилизованного потребления услуг. Если выше, народ голосует ногами и не платит», -- пояснил г-н Сиваев.

В России в соответствии с федеральными стандартами право на дотацию при оплате жилищно-коммунальных услуг имеют семьи, у которых на это идет свыше 20% доходов. Такие расходы, конечно, могут восприниматься как существенная нагрузка из-за того, что доходы у значительной части нашего населения неприемлемо низкие, считает Илья Долматов.

Он, кстати, полагает, что говорить о необоснованности коммунальных тарифов нельзя. «Корректность и обоснованность тарифов проверяют государственные органы регулирования, зачастую по результатам экспертизы», -- обращает внимание эксперт. К тому же ЖКХ само является заложником ценовой политики более крупных монополий. «Нельзя забывать о влиянии на коммунальные тарифы цен на газ, которые устанавливаются в рамках политики обеспечения равнодоходности внутреннего рынка с внешним», -- напоминает г-н Долматов.

Примечательно, что в прошлом году, когда в острую фазу кризиса материальное положение россиян резко ухудшилось, власть начала бороться с крупным ритейлом. Было решено, что это он является виновником продолжающегося роста цен на фоне сокращения доходов населения и дефляции в большинстве других стран мира. В итоге к концу года был принят закон «О торговле», который резко ограничил возможности экспансии торговых сетей. Меры воздействия на коммунальных монополистов Борис Грызлов от имени власти пообещал разработать в течение марта этого года. В частности, по его словам, в настоящее время в правительстве готовятся поправки к постановлению, которое регламентирует систему предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Динамика роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в % к предыдущему году)
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010*
Жилищно-коммунальные услуги 42,6 56,8 48,8 28,7 23,5 32,7 17,9 14,0 16,4 19,6 11,4
Индекс потребительских цен 20,2 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8 2,5



*Февраль 2010-го к декабрю 2009-го

По данным «Росстата»


30.03.2010



Андрей СУСАРОВ
Время новостей
Оригинал статьи
В начало статьи

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Контекст

»

Кто ответит за тепло?


Министерство строительства и ЖКХ внесло законопроект о прямой оплате услуг ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие компании. Причина – задолженность в 250 млрд рублей. Эксперты разделились во мнении

»

50 000 человек подписали петицию против вырубки и экспорта российского леса в Сибири


Движение «Приангарье – наш дом»: «Мы из вырубленного леса ничего не строим и не производим. Всё отправляем на экспорт. Все цивилизованные страны мира ввели мораторий на вырубку леса. И даже Китай, ради которого мы так нещадно вырубаем свой лес».

»

Система «Платон» против нелегальных свалок


Правительство России подготовило проект поправок, которые позволят системе «Платон» отслеживать мусоровозы и препятствовать созданию нелегальных свалок.

»

200 и 2000. В России появились новые купюры


С сегодняшнего дня, с 12 октября в России появились новые банкноты, достоинством в 200 и 2000 рублей. Первыми новые купюры возьмут в руки жители Москвы, Крыма и Дальнего Востока

»

Автодорожная арка весом 5.5 тысяч тонн «приплыла» к Керченскому мосту


Информационный центр «Крымский мост»: «Плавучие опоры ранним утром вышли из керченской технологической площадки и сейчас находятся на фарватере Керчь-Еникальского канала»

»

Депутаты Государственной думы против сокращения расходов бюджета на гранты Президента РФ


Депутаты выступили против предложения правительства сократить на 3 млрд расходы на президентские гранты


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия