Московская мэрия негативно отреагировала на изданные воспоминания первого гендиректора «ИКЕА» в России Леннарта Дальгрена. Чиновников возмутило его изложение истории несостоявшегося строительства торгового центра на Кутузовском проспекте и утверждение, что «ИКЕА» пала «жертвой могущества российских властей». Отказ был продиктован соображениями заботы об историческом облике города, уверяют в мэрии. Эксперты говорят, что мэрия вспоминает об историческом облике только тогда, когда ей выгодно.
Утверждение Леннарта Дальгрена, что мэр Москвы Юрий Лужков не разрешил строительство торгового комплекса шведской компании на Кутузовском проспекте, поддавшись на уговоры влиятельных людей в своем окружении, вызвало резкое недовольство московских чиновников.
«Нужно быть человеком, абсолютно не знающим истории города, его архитектурных особенностей, чтобы требовать размещения торгового комплекса „ИКЕА“ на Кутузовском проспекте,— говорится в заявлении пресс-службы.— Нужно быть человеком, который не любит свой город настолько, что разрешил бы строительство „ИКЕА“ на историческом и сложившемся в архитектурном плане проспекте. Только поэтому Мэр Москвы Юрий Лужков, несмотря на мощное давление с разных сторон, не разрешил построить „ИКЕА“ в близкой к центру столицы России части Кутузовского проспекта». «Держитесь подальше от Москвы»
Отповедь мэрии вызвали главы из книги «Как я покорял Россию, а она — меня», в которых первый гендиректор «ИКЕА» в России описывает сложности шведского концерна в 2001 г. Тогда шведы приобрели у Управления делами президента землю, на которой планировали построить торговый центр площадью около 70 тыс. кв. м.
«Мы нашли отличный участок в центре города, на Кутузовском проспекте,— вспоминает Дальгрен.— Наши будущие посетители смогли бы попадать в магазин прямо с эскалатора станции метро „Кутузовская“. Участок состоял из двух частей, большая из которых принадлежала Управлению делами президента. И с этой стороны наш масштабный проект получал полную поддержку». Здесь могла бы быть ИКЕА. Транспортная развязка Кутузовского проспекта с Третьим транспортным кольцом. Источник: www.vitaly-v.ru
Судя по словам Дальгрена, проект получил и первоначальное одобрение главного архитектора Москвы Александра Кузьмина. Даже мэр Москвы Юрий Лужков поначалу поддержал проект. Но вскоре выяснилось, что кто-то из наиболее близких и влиятельных людей в его окружении выступил против, пишет Дальгрен. Одним из главных недоброжелателей «ИКЕА» оказался, по словам Дальгрена, бывший вице-мэр Иосиф Орджоникидзе, «который на переговорах в 1998 году открыто советовал „ИКЕА“ держаться подальше от Москвы». Как пишет Дальгрен, вице-мэр заявлял, что «сделает все, чтобы воспрепятствовать строительству „ИКЕА“ в черте города». Кроме того, источники Дальгрена сообщали, что за развернутой пропагандой против строительства магазина может стоять супруга мэра Елена Батурина. Не исключает он, что близкого соседства с «ИКЕА» не хотели и девелоперы проекта «Москва-Сити», который проектировался тогда прямо через реку от планируемой площадки «ИКЕА».
Кроме того, Дальгрен описывает свои встречи с мэром того периода. «В назначенное время в комнату вошел мэр и сразу заговорил,— пишет Дальгрен.— Он начал с того, что „ИКЕА“ совершила ошибку, обсуждая проект на Кутузовском с администрацией президента, которая не может ничего решать за Москву. Если мы думаем, что там нам помогут,— мы ошибаемся. В правительстве Москвы никто не поддерживает этот проект и не давал никаких разрешений. Проект вообще невозможно реализовать — а администрация президента может думать себе что угодно». Обложка книги Леннарта Дальгрена, изданной в Швеции Источник: http://www.nok.se/
«По всему было видно, что Лужков возмущен и хочет показать нам, кто в городе хозяин»,— вспоминает бизнесмен. Однако после этого, дав выход эмоциям, он резко сменил тон и сказал, что хочет видеть в Москве «стабильную и уважаемую компанию „ИКЕА“». Он сказал, что симпатизирует нашей политике максимально доступных цен и поэтому понимает, что компания не может позволить себе переплачивать за строительство».
После этого Лужков назвал себя большим другом «ИКЕА» и предложил топ-менеджерам построить магазин в районе метро «Аэропорт». Однако это предложение не устроило уже шведских представителей. «Судя по первым чертежам, которые нам показали, магазин „ИКЕА“ вписывался в этот план с большим трудом»,— пишет Дальгрен.
Как IKEA ссорилась с мэрией Москвы
В 1997 году IKEA взяла в долгосрочную аренду участок земли вдоль Ленинградского шоссе и начала строительство торгового комплекса. 22 марта 2000 года в подмосковных Химках открылся первый в России магазин IKEA. Открытие сопровождалось скандалом.
«Исторический облик ни причем»
Аргументируя отказ девятилетней давности, пресс-служба мэрии кроме доводов об «историчности» места приводит также довод о том, что рядом с торговыми комплексами IKEA на Кутузовском неизбежно возникло бы скопление легкового и грузового транспорта, что парализовало бы движение.
«Я не сторонник крупных торговых центров внутри города,— соглашается директор Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана Москвы Сергей Ткаченко.— У нас и так слишком загружены дороги, а торговый центр нарушил бы хрупкую сбалансированность движения». При этом он отдает должное типовому проекту «ИКЕА»: по мнению архитектора, он строится очень рационально — состоит из трех зданий разного профиля и многоуровневых стоянок, которые помогают правильно распределить личный транспорт покупателей.
Однако историк архитектуры Григорий Ревзин смотрит на данную историю под другим углом. «Действительно, сегодня „ИКЕА“ на Кутузовском смотрелась бы неуместно,— говорит он,- и потому сейчас кажется, что решение не давать шведам строиться на Кутузовском было прозорливым». Однако надо учитывать, что в начале 2000-х ситуация была немного другой, говорит историк. К примеру, «ИКЕА» в России тогда рассматривалась как магазин для обеспеченных покупателей, поэтому было логичным строить ее в престижной зоне, отмечает эксперт. С тех пор потребление в России выросло в 10 раз, и «ИКЕА» перешла из категории для состоятельных покупателей в категорию для среднего класса.
Поэтому эксперт склонен смотреть на тот случай как на «историю о том, как московские чиновники из-за жадности потеряли магазин „ИКЕА“». „Тогда город потерял большое количество налогов, зато их приобрела область“,— говорит Ревзин. Что касается такого фактора, как „исторический облик“, то „никакого особенного исторического контекста в этом месте нет,— утверждает историк архитектуры,— разве что сталинские дома“. „Московские власти вспоминают об истории только тогда, когда им выгодно,— считает Григорий Ревзин.— Об этом свидетельствуют, к примеру, истории, подобные сносу „Военторга“ на Воздвиженке. Поэтому нынешнее заявление — это только риторика“
|