Распродажа начнется в этом году, сообщил «Ведомостям» гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов: «Мы заинтересованы отстроить четкую имущественную структуру холдингов госкорпорации, позволяющую эффективно вести основную деятельность, максимально сократить издержки, не связанные с производственной деятельностью, что улучшит финансовые результаты предприятий. Вырученные средства от непрофильных активов пойдут на финансирование и разработку инновационных программ, новых высокотехнологичных производств». «По сути, это наш бюджет на модернизацию», — объяснил Чемезов.
Государство передало «Ростехнологиям» 443 предприятия. Объектов недвижимости на их балансах более 40 000, подсчитали в госкорпорации, из них не задействовано в основной деятельности примерно 1500. Человек, близкий к наблюдательному совету «Ростехнологий», говорит, что точной оценки непрофильных активов нет: коридор — от $2 млрд до $4 млрд.
Непрофильными считаются активы, которые не предназначены для ведения основной деятельности и в нее не вовлечены, объясняет заместитель гендиректора «Ростехнологий» Игорь Завьялов: «Еще будем перепрофилировать и реализовывать неэффективно используемые предприятиями активы, а также акции, доли, паи третьих лиц, принадлежащие предприятиям, но не относящиеся к основной деятельности». Сейчас на основании первичных документов и анализа эффективности работы предприятий формируются списки непрофильных активов, сообщает Завьялов.
«Ростехнологии» создали управление по работе с непрофильными активами, его возглавила бывший управляющий директор по строительству ВТБ Оксана Лут. Она обещает: «Обязательно привлечем независимых оценщиков и обеспечим максимальную прозрачность по всем видам работ, связанных с использованием непрофильных активов». Решение, что делать с непрофильным активом — перепрофилировать, сдать в аренду, продать, реконструировать или начать новое строительство, будет принято после анализа. Все действия будут согласованы с предприятиями и холдингами, входящими в госкорпорацию, заключает Лут.
Много недвижимости, не использующейся в производственной деятельности, у ОАО «Московский завод «Сапфир», входящего в холдинг «Оптические системы и технологии», приводит пример Лут. По словам вице-президента по корпоративному управлению ОАО «АвтоВАЗ» Полины Гришиной, много непрофильных активов и у «АвтоВАЗа»: около 90 объектов недвижимости и примерно 30 пакетов акций третьих лиц, алгоритм их продажи утвержден, предложения появятся на group.avtovaz.ru, пройдут аукционы и конкурсы. Распродажа, скорее всего, начнется в феврале, знает сотрудник одного из акционеров «АвтоВАЗа». Компания планирует выручить в 2010 г. от продажи недвижимости около 700 млн руб.
В правительстве ожидали, что непрофильных активов будет немало, помнит сотрудник аппарата правительства: «Не передать непрофильные активы вместе с профильными было невозможно — много ФГУПов с запущенной отчетностью». «В госкорпорации полтора года серьезно занимались инвентаризацией активов, она так и не закончена, — говорит член стратегического комитета “Ростехнологий” Антон Данилов-Данильян. — Я ответственно заявляю, что в госкорпорации не знали точно, что именно им передают». На последнем заседании комитета под руководством министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной, рассказывает он, возникли вопросы к расходованию выручки от непрофильных активов: «Мы пришли к выводу, что сначала необходимо уточнить стратегию, а потом уже тратить эти ресурсы». Изначально предполагалось, что непрофильные активы станут подспорьем для «Ростехнологий» и выручка от них должна пойти на развитие, говорит человек, близкий к наблюдательному совету «Ростехнологий».
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков напоминает, что «Ростехнологии» — госкорпорация, ее выручку от непрофильных активов некорректно сравнивать с подарком государства частной компании.
Если у предприятия есть задолженность перед бюджетом, то по закону оно должно выручку от продаж непрофильных активов направить сначала на погашение задолженности по зарплате перед работниками, погасить налоги и долги другим контрагентам, а только потом пускать на инвестиции, напоминает арбитражный управляющий Евгений Семченко.
Процедура реализации такого большого количества непрофильных активов достаточно сложная, говорит Семченко, процесс может затянуться на годы, у «Ростехнологий» большое количество неакционированных ФГУПов, у которых объекты недвижимости не оформлены и принадлежат им на праве хозяйственного ведения. Очень часто у госкорпорации нет контрольного пакета акций, продолжает он, а значит, она не управляет юрлицом и при реализации непрофильных активов не может принимать решение без других акционеров.
Держать непрофильные активы нет смысла, поэтому решение «Ростехнологий» реализовывать их — правильное, говорит партнер BDO в России Юрий Коваль: «Сегодня рынок не хуже, чем вчера, а завтра будет не лучше, чем сегодня».
На рынке недвижимости критическая фаза кризиса уже прошла, поэтому получить прибыль, а не сверхприбыль возможно, считает руководитель аналитического центра IRN.ru Олег Репченко: «Другое дело, что госкорпорации активы достались даром и любой доход будет прибылью».
|