Медведев предлагает эволюционный путь модернизации при отказе от иллюзии быстрого развития. Таков важнейший пассаж статьи президента «Россия, вперед!», по мнению замруководителя его администрации, выступившего вчера на заседании Общественной палаты, где обсуждали предложения к посланию президента.
Идея ненасильственной модернизации — ключевая в послании, подчеркнул Сурков. По его словам, насилие присутствует во всех сферах жизни. Так, правозащитники, не проявляя толерантности, критикуют Общественную палату и называют ее «чучелом». «Даже в этой [правозащитной] сфере у нас иногда господствуют фанатизм и исключительное представление о себе как о единственном носителе конечной истины», — посетовал чиновник.
В июле 22 правозащитника выступили против назначения Суркова координатором двусторонней комиссии по вопросам российско-американских отношений: с его именем ассоциируются многие негативные тенденции развития демократии в России последних лет, заявили они.
Сурков акцентировал внимание и на призыве к модернизации личности, ведь проблемы коррупции, неэффективных социальных институтов — это ментальные, поведенческие проблемы, государство их не решит. Именно поэтому не помогает революция, напомнил Сурков уроки истории: после 1917 г. царизм вернулся в худшем виде.
Путь к решению проблемы — работа на дискуссионных площадках, таких как Госдума и Общественная палата, уверен кремлевский чиновник. Государство сознательно не наделило палату полномочиями: своих целей надо добиваться путем убеждения. Например, президент предложил модернизировать политическую систему — значит, голос оппозиции услышан, констатировал чиновник.
В основе известных сценариев модернизации России (Петр I, СССР) лежал рабский труд, напоминает член Общественной палаты Николай Сванидзе, вряд ли такой вариант сейчас подходит, при этом в модернизации не заинтересована ни бюрократия, ни бизнес. Сурков о политической реформе не говорил. Но без серьезной реформы политической системы модернизация страны невозможна: необходим независимый суд, свободные СМИ, гарантия прав собственности, отмечает Сванидзе, проводить эту реформу придется сверху — конструктивного импульса снизу не будет, там возможен только бунт.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева не видит препятствий к перезагрузке общественных отношений: «Мы заинтересованы в сотрудничестве с государством, но в качестве равных партнеров». Летом было обращение к президенту с призывом честно соблюдать нормы Конституции, гарантирующие свободу собраний и митингов, реакции не последовало, отмечает она.
Власть нуждается в общественной поддержке для понуждения бюрократии к модернизации , объясняет выступление Суркова политолог и член палаты Дмитрий Бадовский. При посредничестве палаты может быть не только получена такая поддержка, но и созданы постоянно действующие механизмы сотрудничества власти с обществом.
|