О том, что нефть это «наше всё» мы слышим регулярно. И о том кто и как ею распоряжается известно, наверное, даже в детских садах. А вот о том, как обстоят дела вокруг не менее, а может быть даже более важных для страны ресурсов, вроде урана, золота и прочих стратегических, а потому весьма полезных ископаемых, информации не так уж и много. Да и то, исходит она в основном от чиновников, которые ежегодно рапортуют о том, как будет здорово, если очередная государственная корпорация проглотит миллиард-другой, разумеется, из казны – и будет всем счастье. Однако не все так торжественно и оптимистично, как хотелось бы…
Слабое звено
Под российскими госкорпорациями, наконец-то, зашатались стулья. 19 марта Совет при президенте РФ по совершенству гражданского законодательства провел заседание, на котором был остро поднят вопрос о «правовой чехарде», на основании которой были созданы эти государственные монстры. По оценке экспертов президентского Совета, «статус некоторых видов юридических лиц урегулирован весьма отрывочно и маловразумительно, вызывая множество вопросов и сомнений».
Сами корпорации, что вполне естественно, возражают. Одним из первых, что весьма интересно, возмутился «Росатом». Согласно позиции пресс-службы корпорации, обсуждаемая реформа, оказывается «означает полный возврат назад к прежней структуре отрасли, что представляется неадекватным».
Странная, однако, позиция, если учесть, что еще в 2003(!) году Счетная Палата России, например, указывала на то, что «правовое положение ОАО «ТВЭЛ» и его дочерних компаний по ряду вопросов до настоящего времени не урегулировано». А ведь на сегодняшний день «ТВЭЛ» – предприятие, вокруг которого выстроены многие очень серьезные проекты «Росатома».
Напомним, что реализация этих проектов идет за государственный счет. Именно в связи с этим возникает встречный вопрос – а насколько соответствует организационная структура самого «Росатом» с его многочисленными «дочками», например, конкурентной устойчивости на международных рынках, а проще говоря, стратегической безопасности России? Тем более что опыт рейдерских захватов, а также правовых атак всевозможных конкурентов, показывает, что конкурентная агрессия в 90% случаев становится возможной из-за «кривого» оформления базовых документов компании-мишени. И если президентский Совет поднял этот вопрос, то логично предположить, что прежние рекомендации аудиторов Счетной Палаты РФ, попросту были проигнорированы. Выходит, что по сей день, правовой статус не утрясен, а тот же «ТВЭЛ», вкупе с ОАО «Атомредметзолото» и прочими, продолжает осваивать миллиарды бюджетных денег, имея при этом сомнительные учредительные документы.
Во глубине российских недр
Понятно, что Сергей Кириенко не один так работает. Есть у него не менее «блистательные» смежники из Федерального агентства по недропользованию, которые ведают выдачей, а значит и отъемом, лицензий на природные богатства России. В первую очередь речь идет о Владимире Николаевиче Бавлове, человеке не столь ярком и приметном, как Сергей Владиленович, но, что называется «решающим вопросы». По сути, этот скромный чиновник является серым кардиналом российских недр. Говорят, что в геологических кругах его за глаза называют не иначе как «Товарищ Баблов». Впрочем, народная молва не всегда бывает тактичной. Действует же Владимир Николаевич Бавлов всегда тихо и незаметно. Перед широкой публикой он однажды прославился, пожалуй, лишь тем, что попал в Совет Федерации от республики Бурятия вместо бывшего генерального прокурора Юрия Скуратова.
И хотя скандал вышел громким, Бавлов сумел удержаться в тени. Еще раз его фамилия всплыла в 2007 году, когда местные власти включили Бавлова в список кандидатов на пост президента Бурятии, представленный на утверждение в Кремль. Тогда журналисты радио «Эхо Москвы» смогли узнать о чиновнике совсем немного: «за несколько лет работы на высокой должности (а сейчас господин Бавлов - замглавы федерального агентства по недропользованию) он упоминался и высказывался в российской прессе считанное число раз. По роду профессиональной деятельности он контактирует с некоторыми крупными добывающими компаниями…»
Бавлову и впрямь всегда удавалось отсидеться в чертогах чиновного кабинета, изредка мелькая а официальных конференциях, профильных симпозиумах и торжественных подписаниях. Но, видимо, сидя в тени, и, тихо «контактируя» с крупными компаниями, он и приобрел навыки «провидца». Если сказал, к примеру, что пора «начать более интенсивную разработку урановых месторождений» на «конкурсной основе», то никто не сомневался, что 10 млрд. рублей вместе с лицензиями на это дело непременно получит корпорация «ТВЭЛ» или близкие к ней структуры.
Как это так у него волшебно получается, разобраться сложно, поскольку даже депутаты Государственной Думы РФ признали чрезвычайную закрытость отрасли. Как известно блюстители российских недр традиционно не любят держать отчет даже по «открытым вопросам».
Например, в 2003 году, ОАО «Атомредметзолото», ОАО «ТВЭЛ», ОАО и ОАО «Техснабэкспорт», обитающие под крылом «Росатома», нарвались на претензии ревизоров Счетной Палаты РФ.
Как водится, за «систематическое непредставление представителями государства доклада о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества». То есть ни тебе отчетов, ни копий протоколов общих собраний акционеров, ни даже бухгалтерской отчетности. Не говоря уже о «о количестве принадлежащих акционерному обществу акций (долей, паев) иных хозяйственных обществ и другой информации». Дальше претензий, очевидно, дело не пошло. В ином бы случае – шапки бы со свистом полетели. Ведь все эти требования предусматриваются законодательством.
Золотой запас товарища Бавлова
Но все остались на местах - бизнес только расширялся. И имел удивительные виражи. А на виражах, как известно, иногда заносит. Даже таких осторожных тихонь как Бавлов. Так в 2007 году имя Владимира Бавлова всплыло в корпоративных разговорах в связи с лицензией для иностранной компании Highland Gold Mining.( HGM, остров Джерси.).
Проблема заключалась в том, что у золотодобытчиков поползли все планы, предусмотренные лицензией Майского золоторудного месторождения (Чукотка). HGM приобрела лицензию в 2003 г. с обязательствами доразведать месторождение, построить рудник и получить первую руду в 2007 г. и произвести 1.1 т золота. Но график пополз, все было сорвано, чему нашлись десятки объяснений – от непогоды до нашествия экологических проблем. В связи с чем, соответствующие надзорные органы пригрозили фирме потерей лицензии, а месторождение в этом случае отошло бы обратно в резерв государства.
Какие заклинания и мантры произносили рудокопы с острова Джерси - неизвестно. Известно лишь, что сгустившиеся тучи разогнал Владимир Бавлов, который объявил «помилование», а в лицензионное соглашение компании Highland Gold Mining по месторождению «Майское» были внесены коррективы и изменения.
На этом счастливом повороте, по оценке экспертов, HGM моментально заработала свыше 120 млн. долларов. Сложно точно посчитать, во что такое решение чиновников обошлось российскому золотому запасу, но бизнес HGM очень напоминает схему иностранных инвесторов из 90-х годов. Как вспоминал бывший вице-премьер правительства РФ Владимир Полеванов, «в 1993-94 году западные компании увеличили свои запасы и, следовательно, капитализацию, а затем ушли».
Прииски акул капитализма
Но прогресс в таких делах за минувшее годы, похоже, вывел еще одну занятную форму бизнеса, где капитализация строилась совсем просто: на вложениях в приобретение лицензий месторождений, и последующего выпуска под предполагаемое, заметим, еще не извлеченное золото, акций и прочих ценных бумаг с их активной котировкой на биржах. Это и становилось предметом торговли, а вовсе не драгметаллы. Сам товар, то есть, золото, активно добывать, придерживаясь условий лицензии, видимо было не обязательно. Конечно, для «остальных» означенная фирма регулярно жаловалась на всевозможные издержки, убытки и несчастья. Профессионалы и отраслевые аналитики только диву давались, как компания HGM «неумело управляет издержками». Ведь только за 2006 год их убытки в сравнении с предыдущим годом, увеличились в восемь раз!
Но вот что удивительно: в 2007 году ни странные убытки, как и неисполненные фирмой обязательства, видимо, ни на йоту не смутили Владимира Бавлова – он бережно сохранил лицензию проштрафившейся фирме.. Вот только какая от этого случилась польза для закромов Родины - неизвестно. Тем более, что заголовки деловых изданий, типа «Highland Gold тормозит проекты» или «Highland Gold покинули трое директоров»
свидетельствуют отнюдь не в пользу решения Бавлова. Конечно, можно все списать на кризис. Но в том-то и дело что на протяжении нескольких лет активности HGM на российских золотых нивах, до всякого кризиса, выводы напрашивались вполне определенные. Так что списать все на происки «капиталистических акул» с острова Джерси вряд ли получится. Впрочем, чему тут удивляться, глядя на то, как имея вполне скромную зарплату отдельные стражи российских недр не вылазят из развлекательных туров по Африке.
Коррупционная пыль российских недр
Впрочем, в последнее время в душу «Росатома» и его прожорливых «дочек» вселилась тревога. Проект по наведению элементарного порядка в кадрах и возможные перемены, связанные с регулированием правового статуса государственных корпораций, похоже, вызывает серьезное беспокойство. Об этом свидетельствуют весьма характерные детали.
Например, в пояснительной записке к поправкам в федеральный бюджет на 2009 г. сообщается, что «Росатом» намерен получить 50 млрд. руб. на покупку акций уранового холдинга «Атомредметзолото» (АРМЗ).
Зачем им акции - большой вопрос. А возникает он потому, что известно: «Росатом» уже без всяких дополнительных вливаний контролирует 100% АРМЗ через «ТВЭЛ» и «Атомэнергопром». Чего не хватает ведомству господина Кириенко, возможно, станет понятно, если учесть что в марте, ФСФР зарегистрировала дополнительную эмиссию АРМЗ на 16,4 млрд. руб.(И это после того как фондовые рынки обвалились)
Однако опять же, странно получается: цена акций АРМЗ около 17 млрд.рублей. А на их выкуп просят аж 50 миллиардов. Если описать все это дело в лицах, то выходит вот что: Кириенко покупает акции у фирм, ему, отметим, и без того подчиненных и подконтрольных, т.к. без «Росатома» и лицензий от господина Бавлова из Роснедр – это не бизнес, а просто группа хороших людей. Все строится на обычной конвергенции - в Совет директоров «ТВЭЛ» входит и Вадим Живов от ОАО «Атомредметзолото», и Петр Щедровицкий, давний соратник Кириенко, представляющий в «ТВЭЛ» Росатом.
Акции Кириенко хочет купить у АРМЗ, то есть, у все того же, подчиненного ему экс-телевизионщика г-на Живова. Если б все это происходило в частных фирмах, а не за счет государственного бюджета, то и никто б этого не заметил. А теперь возникает масса сложных и нелицеприятных вопросов.
К тому же в Роснедрах поползли разговоры о том, что часть лицензий, полученных ранее в государственных интересах и за государственный же счет, без шума и пыли пытаются переложить в карман сугубо частных фирм, специально созданных под это дельце. Понятно, что такие ходы предпринять без активной поддержки чиновников, ведающих лицензиями на добычу, например, урана – практически невозможно. Невозможно, это если бесплатно и если смотреть на проблему с позиций стратегических интересов России. Если же схему смазать «лицензионной» суммой в 200 тысяч долларов США, то почему бы и нет? Россия ведь большая – переживет. Тем более, что вопросов госкорпорации «Росатом», кроме, пожалуй, въедливых аудиторов из СП РФ, никто не задает. Хорошо, надо сказать, устроились…
|