С понедельника цены на Lada выпуска 2008 г. снижаются в среднем по модельному ряду на 7-8% и сегодня «АвтоВАЗ» объявит о повышении цены на автомобили 2009 г. на 1,5%, рассказал «Ведомостям» менеджер «АвтоВАЗа». Представитель «АвтоВАЗа» подтвердил это.
Это не последнее подорожание в этом году: президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин неделю назад рассказывал поставщикам, что за год заводу необходимо повысить цены минимум на 9%. В 2008 г. цены выросли на 4,3%.
Частично повышение уже произошло — 26 января Lada подорожали на 2,5%. С учетом сегодняшнего повышения до названного Алешиным уровня осталось 5%.
Ценовая политика «АвтоВАЗа» заинтересовала Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Она проводит проверку по факту повышения цен на Lada 26 января, рассказал начальник управления ФАС Алексей Ульянов. Служба заметила, что Lada подорожали сильнее, чем автомобили других российских производителей, и сейчас изучает позиции Lada на рынке бюджетных автомобилей класса B (к нему относятся большинство Lada), сказал Ульянов.
Представитель «АвтоВАЗа» это не комментирует.
Если выяснится, что «АвтоВАЗ» занимает доминирующее положение в этом сегменте рынка (занимает долю более 35%), ему может грозить оборотный штраф (1-15% от оборота), говорит представитель ФАС.
В прошлом году на долю «АвтоВАЗа», по оценке завода, пришлось 23% проданных в России автомобилей. По оценке Ernst & Young, в прошлом году доля В-класса составила 40%. Исходя из этой оценки, доля «АвтоВАЗа» в В-классе превышает 50%.
Автоконцерны, имеющие производство в России, тоже повысили цены. Ford Focus с 1 января подорожал на 5%, в дальнейшем цена прибавит еще 5% (кроме одной комплектации). Renault Logan подорожал на 1,5%, Kia Spectra — почти на 6%, о повышении цен предупредила Skoda, цена Hyundai Accent привязана к доллару.
Снижение цен позволит заводу распродать оставшиеся машины 2008 г. за 1-2 недели (их 30 000: 20 000 — у завода и 10 000 — у дилеров), а 1,5%-ного повышения, несмотря на плохой рынок, покупатель практически не заметит, считают руководитель марки Lada «Автомира» Роман Кураков и заместитель гендиректора «Автогермеса» Александр Чулков. Правда, Lada 2009 года выпуска почти не будут продаваться, пока не кончатся прошлогодние автомобили, отмечает Чулков.
Повысив цены на 9% за год, «АвтоВАЗ» сможет снизить выручку примерно на 7% при 12%-ном падении физического объема продаж (план на 2009 г. — 640 000 машин), подсчитала аналитик «Уралсиба» Наталья Сорокина. Она считает такое повышение цен небольшой компенсацией за рост цен на комплектующие с импортной составляющей. Впрочем, уровень безубыточности «АвтоВАЗ» прошел и его убыток вряд ли уменьшится, говорит она.
|