В минувшем феврале служебная необходимость привела меня в Тольятти. Выборы, сами понимаете. 1 марта 2009-го избирали депутатов в местную городскую Думу. Все как всегда — кандидаты, агитационные материалы, партия власти со своим административным ресурсом и ОМОНом. Ну и кризис, конечно. В каждой голове, и в каждой агитационной газете. Конвейер еле-еле доработал до дня голосования, и сразу остановился. Полагаю, это надолго.
Детройт по-русски
Сами жители до сих пор с привычной гордостью именуют родной Тольятти автоградом или автомобильной столицей России. Но вот парадокс: широкие проспекты и просторные улицы этого семисоттысячного населенного пункта практически пусты. Видимо, сошедшие с вазовского конвейера автомобили большинству тольяттинцев просто не по карману. Да и другие нынче у них заботы.С 1 января тарифы на услуги тольяттинского ЖКХ подросли на 25%, а зарплаты большинства трудящихся, наоборот, сократились в два раза. Ведь сегодня самые крупные предприятия Тольятти и, в первую очередь, АвтоВАЗ, работают в полсилы: четыре дня в неделю по шесть часов в день. Впрочем, эта выдуманная местным топ-менеджментом мера не помогает сохранить хоть какое-то подобие былой стабильности. Массовые сокращения проводятся ежемесячно. Тревога и страх людей за свое будущее ощущаются в волжском Детройте почти физически.
Хочешь - жни, а хочешь – куй!
Чем поразил город?
Масштабной подготовкой к мартовским выборам в местную городскую Думу и небывалым напором политической рекламы «Единой России». Вдоль всех проспектов и самых оживленных улиц через каждые сто метров с фонарных столбов и огромных рекламных щитов на прохожих взирали угрожающего вида личности — правильные кандидаты (фото можно посмотреть ниже - «Вкризис.ру»). Черные пиджаки, невзрачные галстуки, за спинами - российский триколор. А на грудях суровых парней из партии власти - загадочный слоган «Хорошее сохраним, лучшее создадим!».
Почему загадочный? По многим причинам. К примеру, хотелось бы знать, что подразумевала «Единая Россия» в целом и конкретно ее тольяттинский лидер и по совместительству глава АвтоВАЗа г-н Алешин под понятием «хорошее». А вопрос-то непраздный. Вот лишь три факта из реальной жизни градообразующего предприятия, коим является для Тольятти АвтоВАЗ.
Факт первый. В середине февраля текущего года руководство автогиганта решило потратить 4 500 000 евро. Это… взнос за участие в чемпионате мира по кузовным гонкам WTCC. По мнению топ-менеджеров завода, участие в чемпионате повысит узнаваемость бренда «АвтоВАЗ» на зарубежных рынках. Объяснение такое: бренд «Лады» всемирно известен, а «АвтоВАЗ» - нет. Надо срочно исправлять положение.
Факт второй. Очередным витком грандиозных планов АвтоВАЗа стало обращение в федеральное правительство за госгарантиями в размере 10 миллиардов рублей. И это при задолженности в заводском балансе, превышающем 15 миллиардов рублей, и бонусных выплатах директорскому корпусу компании по итогам 2008 года — в 118 миллионов рублей.
Факт третий. В 2008 году убыток автоконцерна Renault от владения 25-процентным пакетом акций АвтоВАЗа составил 117 миллионов евро. Тем не менее, у руководства тольяттинского завода свой взгляд на ситуацию: оказывается, стандарты бухучета во Франции чрезвычайно сложны, поэтому так оценивать убытки некорректно.
Так что же в этом можно было назвать «хорошим»? Может, колоссальные убытки автозавода? Или беспрецедентный размер финансовых вложений в рекламу вазовского бренда на фоне тотальных сокращений рабочих мест и зарплат оставшихся у конвейера работяг? А может, процветание 38 вазовских вице-президентов, одной рукой награждающих себя ста двадцатью миллионами в кризис, а другой просящих у Москвы миллиарды для своего умирающего предприятия? И, наконец, если все же поверить в то, что все это безобразие – хорошее, каким, на взгляд «Единой России», должно быть в Тольятти лучшее?
Крокодил не ловится, не растет кокос
1 марта в Тольятти состоялись выборы в городской парламент. «Единая Россия» набрала 40% голосов. Для обеспечения этой непочетной победы в ход было пущено все: силами местного ФСБ охраняли вольнодумных журналистов и редакторов независимых газет от опрометчивых слов, критикующих партию власти. Вызывали и беседовали. Беседовали и снова вызывали.
Силами местного МВД берегли каждый столб, на котором висела рекламная листовка ЕР — физически почти у каждого стоял милиционер. Силами местной миграционной службы прописывали в город всех желающих, чтоб голосовали эти счастливчики по выданным справкам на всех избирательных участках, до которых успеет их доставить специально подготовленный автобус. Не пожалели даже тольяттинский эфир «Эха Москвы» - какие-то злоумышленники вывели из строя оборудование, чтобы люди здесь в последние десять дней перед выборами не слышали рекламных роликов политических конкурентов великой и могучей, единой и сильной. Так творили «лучшее».
Рассказывают, что на заводе всем обещали премии в 3 тысячи рублей — по предъявлении в бухгалтерии мобильника с фотографией своего бюллетеня. В нем, естественно, галочка должна была стоять за правильную партию. Не помогло.
Народ на выборы не пошел. В Тольятти явка избирателей оказалась чуть ли не самой низкой по стране, хотя в первый день весны выборы состоялись в большинстве регионов. Получается, все эти «медвежьи» старания в автомобильной столице - угрозы увольнений и посулы премий – были напрасны. Очутившись в кабинке, народ ставил галочки не там, где требовало начальство.
P.S. 27 февраля закончилась моя командировка. Перед отъездом из Тольятти я прощалась с коллегами по работе. Ребята со смехом сообщили, что не сегодня-завтра на АвтоВАЗе появится 39-й вице-президент. Документы уже оформляются.
Видно, правительство и впрямь пожалует автогиганту выпрашиваемые гарантии на 10 миллиардов, и «освоить» эти средства президент и 38 вице-президентов никак сами не смогут. Тут уж нужно довести директорат до известного ровного числа. Как в сказке про Али-Бабу.
|