Попытку “очистки” Михаила Ходорковского от наложенных на него в августе этого года двух новых взысканий в СИЗО Читы предприняла его защита. Адвокаты обжаловали эти взыскания, чтобы к моменту, когда у Ходорковского появится новая возможность просить об условно-досрочном освобождении, у суда не было причин для нового отказа.
Как пояснил “МК” адвокат Юрий Шмидт, обратиться в суд с повторной просьбой об УДО осужденный имеет право через полгода после предыдущего отказа. В случае с Ходорковским это будет февраль 2009 года. К тому времени “срок годности” взыскания, наложенного еще в 2007 году, из-за которого Ходорковскому отказали в досрочном освобождении (он, еще находясь в колонии, якобы не держал руки за спиной, как положено), истечет. Поэтому, по мнению адвоката, два новых взыскания СИЗО Читы — своеобразная страховка на случай, если Ходорковский не одумается и не перестанет проситься на волю.
Напомним, Ходорковского обвинили в том, что он не сообщил, сколько человек находится в его камере, и в том, что крышка бачка для воды была недостаточно чистой. Рапорт об этих нарушениях и, как следствие, помещение нарушителя в карцер совпали с кануном рассмотрения в суде заявления Ходорковского об УДО — и тогда их не рассматривали. Шмидт считает, что повод для подобных претензий был создан искусственно.
— Смешно даже говорить об этом, — считает адвокат. — В камере, где сидел Ходорковский, было всего два человека. По заведенному в СИЗО порядку каждое утро заключенных выводили из камеры, дежурный докладывал об их количестве, в камере проводился осмотр, после чего заключенные входили туда.
Но, по словам адвоката, в СИЗО также действовало правило, что при входе любого сотрудника в камеру дежурный должен был докладывать о количестве сидельцев. В ситуации с утренним обходом прежний начальник СИЗО повторного доклада в камере не требовал. Что вполне логично с точки зрения здравого смысла. Но в этот день начальство сменилось. Спустя несколько секунд после первого доклада Ходорковского вне камеры офицеры вошли внутрь и потребовали нового доклада. Ходорковский удивился и ответил, что он только что докладывал. Это было расценено как отказ. Позже Ходорковский в своем объяснении написал, что, если бы такой порядок был установлен раньше, он бы так и сделал. И что это точно не та ситуация, с которой нужно бороться под угрозой взыскания. А еще на крышке бачка для воды оказались какие-то капли…
Чтобы все эти нарушения не стали причиной для нового отказа, адвокаты и поспешили обжаловать их обоснованность. В противном случае в течение одного года они будут висеть над УДО Ходорковского дамокловым мечом.
|