Все центральные СМИ сейчас много и часто пишут о представителях так называемой "питерской команды" Путина, которые заняли многие ключевые властные должности федерального уровня. А вот о тех, кого президент РФ не взял с собой в Москву из Санкт-Петербурга и по каким причинам - пока не написал никто. Восполним пробел
" - Жаль... Жаль, что нам так
и не удалось послушать
начальника транспортного цеха.
- Ну и черт с ним.
- Но выговор мы ему запишем.
- А как же..."
М. М. Жванецкий
"Изыскание внутренних резервов"
Дела в топливно-энергетическом комплексе Санкт-Петербурга обстоят примерно так же, как на ставшем уже "классическим" ликеро-водочном заводе №48 из репризы Жванецкого. "Наш цех хронически отставал, а теперь хронически обгоняет и задолго до конца встретил Новый Год!.." А кто же "начальник транспортного цеха"?
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Васильевич Антонов - мужчина видный, гренадерского роста. Его рыжую шевелюру частенько видели на банкетах по случаю открытия какой-нибудь новой АЗС, в президиуме некоего новоиспеченного Союза нефтетрейдеров или "комиссии по очистке города от взрывоопасных предметов времен войны". Его всегда было много, казалось, он был везде.
Юрий Васильевич к тому же любил резко и сенсационно высказываться по тем или иным проблемам питерского ТЭКа и транспорта, которые он курировал последние несколько лет в Смольном и пытается это делать до сих пор. Но никто из местных журналистов почему-то никогда не задавался вопросом: почему именно Антонова - в прошлом военного моряка, инженера-радиотехника и директора научно-исследовательского института точной механики, - ""бросили"" на нефтянку и транспорт. Впрочем, вся его деятельность на вице-губернаторском посту была ответом на этот вопрос: "Все, что хорошо для "Петербургской топливной компании" (ПТК) - хорошо и для города".
В 1996 году появление Антонова в команде только что победившего на губернаторских выборах Владимира Яковлева действительно не было случайным. Специально для него даже должность придумали, которой раньше не существовало - "вице-губернатор по инвестициям", что звучало как "специалист по неясным вопросам".
"Ну, что докладывать - отдыхают..."
Инвестиционного прорыва в Санкт-Петербурге с приходом в Смольный Антонова почему-то не случилось. А сколько было идей! Намечалось пустить в городе скоростной трамвай, многократно увеличить автобусный парк, переоборудовать по мировым стандартам все питерские котельные с помощью датских специалистов...
В целях "смягчения сурового инвестиционного климата" в Северной Пальмире и "продвижения имиджа города на Запад" под предводительством Антонова был даже создан целый "Совет по содействию иностранным инвестициям", в который вошли многие отцы Города на Неве. Но рабочие группы этого Совета работали как-то вяло (более двух лет разрабатывался проект Закона "Об инвестиционной деятельности в Петербурге", еще дольше велась работа над положением о "Комиссии по разрешению инвестиционных споров"), и наплыва богатеньких буржуев на берега Невы и Фонтанки горожане не дождались. Так и ездят жители "колыбели революции" по сей день в старых дребезжащих трамваях и чадящих солярой "Икарусах".
В конце концов решено было Антонова "передвинуть" с эфимерного "инвестиционного поля" в реальный сектор экономики, а точнее - поручить ему кураторство над нефтяным и бензиновым снабжением Питера, а также взять на себя контроль за энергетическими (и денежными) потоками ТЭКа. "Опять взял на себя, и с честью понес..."
"Управление штуцером высокого напора"
Взяв на себя новые функции, Антонов развернулся по-настоящему. "Сурово, по-морскому, по-мужицкому"...
С появлением на властном горизонте Антонова в Санкт-Петербурге закрыл свое представительство "Сургутнефтегаз", бесперебойно и в достатке снабжавший Северо-Западный регион дешевой нефтью и бензином много лет. Главным и эксклюзивным нефтетрейдером в Питере при Антонове стала "Петербургская топливная компания", в совет директоров которой единогласно был посажен наш "начальник". Все автобусы стали заправляться только на бензоколонках ПТК, затем 70% всего муниципального транспорта Санкт-Петербург было переведено на обслуживание ПТК, да ценовую политику питерского ТЭКа также стали диктовать люди из этой компании. Хотя значительного увеличения поступлений в бюджет не было и нет, т. к. город владеет всего-то 14, 5 % акций ПТК. А цены на бензин в Питере, благодаря деятельности ПТК и пекущихся о ее благосостоянии чиновников, стали гораздо выше, чем во многих других российских городах.
Нет, нефть от "Сургутнефтегаза" в Санкт-Петербург поступать не перестала, но бурный ее поток как-то внезапно "усох". И за несколько последних лет питерцы пережили уже три жутких бензиновых кризиса. Последний разразился весной прошлого года, по результатам которого арбитражный суд обвинил местных нефтетрейдеров (в том числе и ПТК) в ценовом сговоре и оштрафовал их на 10 млн. рублей. А что же "начальник транспортного цеха"? Ему все сошло с рук, поскольку процветание ПТК всегда гарантировало надежную "крышу".
Компания эта была создана в 1994 году, и ее история наполнена громкими криминальными событиями. Как писала газета "Деловой Петербурга", до 1998 года в совет директоров ПТК входил скандально известный Юрий Шутов (находится сейчас под следствием по обвинению в ряде заказных убийств). Незаивдная судьба постигла и Дмитрия Филиппова, который в 1994-96 гг. был председателем совета директоров ПТК. Спустя два года после ухода из компании он был взорван в подъезде собственного дома. А в 1998 году, сообщала "ДП", в совет директоров ПТК вошел Владимир Барсуков (Кумарин).
Стараниями в том числе и вице-губернатора Антонова ПТК воцарилась на питерском бензиновом рынке окнчательно и, судя по всему, надолго. Даже такие монстры, как "Лукойл" и "Юкос" так и не смогли за последние годы наладить в Питере собственные полноценные сбытовые сети. И Алекперову, и Ходорковскому приходилось считаться с микроскопической (по их олигархическим меркам) ПТК.
К примеру, крупнейший российский производитель бензина "Юкос" совместно с питерским нефтетрейдером "Балтийской финансово-промышленной группой" (БФПГ) не так давно попытались увеличить контроль до 30% городского топливного рынка (только 700-тысячная армия автолюбителей Санкт-Петербурга ежегодно приобретает через розничную сеть нефтепродуктов на сумму более $250 млн.) и самостоятельно продать ококло 50 тыс. тонн бензина разных марок. Эта экспансия закончилась тем, что руководителя БФПГ Павла Капыша застрелили в прошлом году, и амбициозным планам "Юкоса" не суждено было сбыться. Сейчас на топливном рынке Северо-Запада появился еще один мощный игрок - "Славнефть".
Помимо создания сети фирменных АЗС в Петербурге (20 на условиях франчайзинга и строительства и 10 собственных станций) нефтяники собираются построить в Ленобласти нефтехранилище. Нефтебаза "Славнефти" расположится у железнодорожной станции "Девяткино". Инвестиции в проект составят $6 млн. А до этого все нефтепродукты компании будут хранятся на нефтебазе "Ручьи", принадлежащей ПТК. Сенсацией стали слова начальника Северо-Западного территориального управления "Славнефти" Демури Цхакая о том, что около 7 тыс. тонн топлива по просьбе администрации Петербурга будет реализовываться через ПТК. Выходит, даже влиятельный Гуцериев оказался не в силах обойти ПТК и одолеть ее лоббистов из числа питерских чиновников.
"Не надо выражать нетерпения: все хотят"
Антонов, не обращая внимания на недовольство водителей питерских автобусных парков (им очень не нравилась модель акционирования, предложенная вице-губернатором) и угрозы массовых забастовок местных международных автоперевозчиков (эти крайне недовольны самыми высокими в России налогами в дорожные фонды), а также на истерики ларечников, торгующих в метро (вице-губернатор под предлогом обеспечения безопасности как-то одним махом прикрыл 5 тысяч подземных торговых точек), всегда стремился подмять под себя всю энергетику Северо-Западного региона. А точнее войти в совет директоров ОАО "Ленэнерго", которое, собственно, и обеспечивает электричеством Санкт-Петербург и его окрестности.
К каким только ухищрениям не прибегал Антонов, чтобы добиться желаемой цели. Подавал иски в суд, неискренне (об этом ниже) возмущался в прессе тому, что "птенцы Чубайса" будто бы лишают света и тепла детские садики, школы и больницы, грозил уголовными делами. Вместе с тем Юрий Васильевич настойчиво навязывал руководству "Ленэнерго" бартерные схемы взаиморасчетов с кредиторами и должниками (почему-то за поставляемый на "Ленэнерго" газ назойливо предлагал расплачиваться обязательно щебенкой). Словом, как истинный "начальник транспортного цеха" обещал "сэкономить тонно/километров вдвое и бой тары произвести с учетом интересов..." Но все тщетно.
Кроме этого, Юрию Васильевичу в последнее время очень импонировала роль спасителя, с которой он также не справился. Вот, к примеру, случился не так давно в питерском метро катаклизм - произошел "размыв", который прервал движение между станциями "Лесная" и "Площадь мужества". Антонов не придумал ничего лучшего как авансом перечислить $14 млн. итало-шведскому СП Impregilo-NCC для прокладки обходной ветки Кировско-Выборгской линии. Всего на спасательную операцию планировалось потратить более чем $180 млн. А заморские метростроевцы оказались не лучше наших, и стали работать по традиционному принципу: аванс получен -можно курить. В итоге произошел значительный "размыв" бюджетных денег.
А в начале этого года по Питеру поползли слухи о том, что для Антонова уготован высокий пост в Минтопе РФ. Как говаривал Жванецкий: "Человек не голубь. Он не может сидеть неподвижно". Юрий Васильевич уже паковал чемоданы, чтобы влиться в стройные ряды "питерской команды" президента. Не получилось.
Так бы и руководил вице-губернатор ТЭКом и транспортом в родном городе, но его экспансивность и откровенное лоббирование прежде всего своих интересов надоела всем. Может быть, поэтому после недавних губернаторских выборов, на которых вновь победил Владимир Яковлев, скандального вице-губернатора назначили надзирать лишь за губернаторской канцелярией в Смольном. Антонова отодвинули в тень, но аппетитов своих он не умерил - "еще не намотал на винт".
"Назначить перевыборы на любой момент. Нам это только давай..."
В начале ноября этого года в Питере разразился энергетический скандал. "Ленэнерго" повысило тарифы на электричество, чего все давно ждали, поскольку в Санкт-Петербурге действовали самые низкие расценки на электричество в стране. Кто-то воспользовался этим обстоятельством, чтобы развернуть пиаровскую войну против "Ленэнерго" с душераздирающими телесюжетами и "массовыми" митингами протеста.
Питерские СМИ не преминули окрестить скандал вокруг "Ленэнерго" первым этапом в процессе досрочных перевыборов губернатора Санкт-Петербурга, которые якобы планируются на декабрь 2000 года. Кстати, губернатор Владимир Яковлев во время электроскандала отсутствовал, пребывая с официальным визитом на Кубе, чем и воспользовались его недруги, косвенно подтвердив пиаровской кампанией тот факт, что губернатор якобы слабо контролирует ситуацию в городе.
Вместе с тем по Санкт-Петербургу поползли слухи о том, что за "наездом" на "Ленэнерго" стояли не только авторитетные бизнесмены города (Константин Яковлев, Владимир Барсуков), но и отдельные питерские чиновники, в частности, Юрий Антонов, чье стремление контролировать денежно-энергетические потоки давно известно. Но, возможно, в этом случае у вице-губернатора были более дальний прицел и сверхзадача?
Хорошо спланированная pr-акция вокруг "Ленэнерго" и заявления некоторых политических лидеров федерального уровня о досрочных перевыборах Яковлева действительно странным образом совпали. Более того, в питерской прессе было обнародовано письмо главному распорядителю городского бюджета, первому вице-губернатору Санкт-Петербурга В. Кротову от вице-губернатора Ю. Антонова, в котором последний еще в апреле этого года требовал увеличить тарифы на электроэнергию ровно вдвое больше тех, которые недавно вызвали хорошо оплаченное "возмущение" у питерских студентов и местных СМИ.
Словом, подставили Яковлева дважды. Ведь как народ подумал, мало того, что губернатор в самые ответственные моменты исчезает из Питера, так еще и лицемер. Чиновники из губернаторской админитсрации вроде бы всегда выступали за снижение тарифов на тепло и электроэнергию, а тут на тебе - подметное письмо.
И за всеми этими "подставами" виднеется массивная фигура вице-губернатора Юрия Антонова. Не спроста ли? Скорее всего, Юрий Васильевич понял, что членом президентской "питерской команды" ему не стать никогда, в Москву его уже вряд ли призовут. Уж не захотел ли наш "начальник транспортного цеха" стать "председателем собрания", а точнее губернатором российской северной столицы ?
Как бы там ни было, но своих губернаторских амбиций Антонов уже давно не скрывает в кругу близких друзей.
P.S. Все подзаголовки и цитаты взяты из бессмертного произведения М. М. Жванецкого "Собрание на ликеро-водочном заводе", советуем перечитать для полноты впечатления
|