Успешно запущенная в субботу межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования «Синева» установила рекорд дальности полета - 11 тысяч 547 километров. Об этом сообщил президент и верховный главнокомандующий РФ Дмитрий Медведев, который следил за проходящими учениями сил Северного флота с борта тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Пуск проводился с целью проверки и подтверждения характеристик баллистической ракеты "Синева". Пуск был произведен на увеличенную дальность по условной цели, находящейся в районе экваториальной части Тихого океана. Такова официальная часть информации - очередной успех российских военных и ОПК.
В реальности был проведен запуск очень неплохой по своим характеристикам, но весьма устаревшей ракеты морского базирования РСМ-54, которая после модернизации получила наименование "Синева".
Сначала о хорошем. РСМ-54 - возможно, лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Это показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенной к дальности полета. Он лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования "Трайдент-1" и "Трайдент-2". У "Синевы" по сравнению с РСМ-54 изменены размеры ступеней, установлено 10 ядерных блоков, повышена защищенность комплекса от действия электромагнитного импульса, установлены системы преодоления ПРО противника, система спутниковой навигации и вычислительный комплекс "Малахит-3", которые предназначались для МБР "Барк".
"Барк" - это уже о плохом, поскольку никакой "Синевы" бы не было, если бы работы на ГРЦ "КБ имени академика Макеева" по созданию новой МБР "Барк" прошли успешно, то страна получила бы очень неплохую ракету на будущее. Но к тому моменту, когда работы по "Барку" были развернуты на "КБ имени академика Макеева", деградация производства дошла до такой степени, что закончены они не были бы никогда - КБ на этапе испытаний производило по 1 ракете в три года, и такими темпами можно было бы вводить в строй новую ракету лет двести.
Именно это подвигло к передаче несвойственной ему тематики по ракетам морского базирования от "КБ имени академика Макеева" - МИТу, ранее занимавшемуся созданием ракет для РВСН - речь идет о многострадальной "Булаве", которая если и пройдет испытания, то не скоро. То есть, от "Барка" отказались по независящей причине, "Булава" пойдет в серию неизвестно когда - вот, собственно, и есть причина продления ресурса РСМ-54 в варианте "Синевы".
По сути, это неплохой вариант, если бы не одно "толстое" обстоятельство - в настоящее время на российском флоте несут службу 6 стратегических ракетоносцев типа "Дельта-4". Именно на них размещается по 16 пусковых установок РСМ-54. Эти лодки и составляют костяк морской компоненты СЯС России - но в самом ближайшем будущем все они пойдут на списание, и продлить ресрурс АПЛ не получится. А новые АПК типа "Юрий Долгорукий" проектировались под совершенно другую ракету с совершенно иными типоразмерами - под "Булаву".
То есть даже "обновленная" РСМ-54 будет устанавливаться на АПЛ, практически полностью выработавших свой ресурс - на срок президентства нынешнего верховного главнокомандующего такой морской компоненты СЯС, может быть, и хватит, а дальше - перспектива полного провала. Но главная проблема даже не в этом.
Недавно, выступая на экспертном клубе в агентстве "Росбалт", я эту проблему обрисовал довольно подробно. В двух словах - это проблема серийного производства новой техники и проблема квалифицированных трудовых ресурсов.
Скажем, в 1996 году было принято решение о прекращении производства ракет РСМ-54 на Красноярском машиностроительном заводе. Сейчас это производство расконсервируется, на это вроде бы выделено порядка 160 миллионов рублей, но надо понимать, что ни за 160 миллионов, ни за 160 миллиардов нельзя "расконсервировать" то, что умерло. Ни КБ имени Макеева, ни Красноярский завод были не способны выполнить государственный заказ еще в 1986-м году, то есть 22 года назад.
Мы прекрасно понимаем, что и в советское время главная проблема ввода новой техники была не в разработках и разработчиках, а в серийном производстве, с которым в СССР всегда было хуже, чем с опытно-конструкторским. Это даже позволяло говорить о неком "русском способе производства", который заключался в несерийности подхода и высокой доле высоквалифицированного ручного труда.
Так вот, за 20 с лишним лет эти самые носители высоких технологий вышли на пенсию и, судя по средней продолжительности жизни мужчин в России в 58 лет, просто уже умерли. Производство законсервировать можно, а вот человека пока не получается. А передача умений и навыков от опытного рабочего к молодому происходит только в процессе реального производства и длится на высокотехнологичных производствах от 8 до 15 лет. Но ведь все эти годы реального производства не было, передавать было нечего, негде и, чаще всего, некому.
Эта проблема поднималась специалистами в ОПК 8-9 лет назад, но решена она не была. И сегодня, спустя эти годы, ее решить уже нельзя. Разрыв поколений уже произошел. А производство ракет, подводных лодок и прочей военной техники таково, что таджиков или китайцев не наймешь. Именно поэтому, несмотря на все нарекания, китайцы и индусы продолжают заказывать военную технику у нас - нет своего производства с достаточной квалификацией кадров, и сколько денег не вложи, а в короткие сроки его не создашь, нужны поколения.
У нас это было, но сейчас уже нет. Именно поэтому мы производим 5-7 МБР "Тополь-М1" в год вместо необходимых 30. Поэтому новые истребители и танки у нас имеются в единичных экземплярах. Поэтому не вышло запустить в серийное производство к 2002 году Ту-334 и не выйдет серия с распиаренным "Суперджетом". Поэтому мы не смогли запустить в серию корабельную модификацию МиГ-29, несмотря на то, что машина была принята на вооружение еще 25 лет назад. И примеры можно продолжать и продолжать. А что толку?
|