На километр сетевых региональных газопроводов, по которым голубое топливо поступает непосредственно в каждую кухонную конфорку, приходится примерно 10—20 км магистралей, ориентированных на экспорт.
Ежемесячно из-за ЧП с региональными трубами около 30 человек погибают или становятся инвалидами. Тем не менее приоритетом газовой монополии остается строительство именно трансконтинентальных маршрутов.
Россия одержала важную победу в борьбе за среднеазиатский газ, на который кроме нашей страны претендует Евросоюз. Премьер Владимир Путин договорился о строительстве новой газовой трубы, по которой голубое топливо Узбекистана через территорию России будет поставляться западным покупателям. Президент среднеазиатского государства Ислам Каримов в знак признания повторил Путину фразу, сказанную им еще в 2000 году: «Я бы пошел с вами в разведку».
Этот совместный проект устраняет очередного конкурента России в борьбе за европейского клиента. Добыча газа в нашей стране сейчас стагнирует. Рекордные показатели «Газпрома» в конце каждого года в большей степени достигаются за счет покупок действующих газовых предприятий, а не увеличения дебета собственных скважин. Тем не менее этот шаг приближает российский рынок энергоресурсов к достижению поставленной несколько лет назад геополитической задачи — сделать из Европы «топливного наркомана», который пойдет на любые преференции в иных конфликтных ситуациях, лишь бы сохранить гарантии стабильных поставок из России.
Руководствуясь глобальными задачами правительства, «Газпром» и его дочерние предприятия, ответственные за газификацию регионов, при этом далеко не всегда отдают должное местному рынку, что способствует росту цен на потребительские товары и подстегивает инфляцию.
Старые методы нового рынка
Идея взять под контроль трубопроводы среднего и низкого давления, по которым газ доставлялся непосредственно потребителю, то есть до каждой конфорки, родилась в «Газпроме» еще в 1997 году. Тогда была организована структура, получившая название «Межрегионгаз». Изначально новая компания выполняла две функции.
Во-первых, она взяла на себя нелегкое бремя по выколачиванию денег за поставленный газ из региональных администраций. Регионы практически перестали оплачивать топливо живыми деньгами. Взамен они предлагали убыточные активы — долгострои, разорившиеся совхозы и даже детские сады. К 1997 году доля бартера в оплате газа превышала 98%. Забирая предприятия, «Газпром» наживал себе головную боль. Для поддержания на плаву непрофильных активов ему приходилось выкладывать до $1 млрд ежегодно.
Во-вторых, перед «Межрегионом» была поставлена задача — аккумулировать на своем балансе как можно больше газораспределительных организаций (ГРО), отвечающих за поставку топлива непосредственно потребителям по сетям местного значения. Во время повальной приватизации контрольные пакеты ГРО достались областным властям. В некоторых регионах газотранспорный бизнес стал источником средств для предпринимателей, непосредственно связанных с криминальным миром. Существенного влияния на такие облгазы «Газпром» не имел.
Сбытовые компании с сомнительными владельцами в угоду чистой прибыли отказывались от инвестиций в капитальное строительство, а то и в элементарное поддержание нормальной работы сетей низкого давления. Высокая аварийность коммунальных газопроводов могла привести к нарушению стабильной работы газовых магистралей, в том числе и экспортного значения, что поставило бы «Газпром» перед необходимостью отчитываться перед западноевропейскими потребителями.
Более того, деятельность ГРО наносила прямые убытки монополии. Теоретически эти организации должны были зарабатывать лишь на транспортировке газа. Однако, заключая контракты с потребителями, распределительные компании требовали дополнительную маржу. В результате цены на газ в России росли. Если тарифы Федеральной энергетической комиссии не превышали тогда $30 за тысячу кубометров, то на деле цены доходили до $48.
Во главе новой структуры бывший глава «Газпрома» Рем Вяхирев поставил своего ближайшего соратника — Валентина Никишина. Как утверждали его коллеги, руководителю «Межрегиона» предоставили «самый широкий круг полномочий». Именно через Никишина проходил финансовый поток сбытовой компании, который тогда оценивался в $6—8 млрд в год.
На первый взгляд дело вроде бы пошло. Всего за два года, пользуясь покровительством топ-менеджеров «Газпрома», Никишин смог увеличить долю расчетов живыми деньгами до 85% и получить наиболее привлекательные с точки зрения бизнеса ГРО. «Межрегион» ограничивал поставки топлива потребителям-должникам, банкротил их, а затем скупал акции этих компаний. Аналогичным образом «дочка» газовой монополии поступала с предприятиями и производствами, которые являлись должниками ГРО. К 2000 году «Межрегиону» удалось получить контроль над 30 региональными газовыми компаниями и 128 газораспределительными организациями. В это же время Никишин создавал региональные сбытовые компании, чтобы иметь максимальный доступ к промышленным потребителям.
Фортуна благоволила к Никишину почти пять лет, до прихода в «Газпром» в 2001 году Алексея Миллера. Новый руководитель концерна устроил ревизию «Межрегиону», в ходе которой выяснилось, что, скупая ГРО в интересах монополии, топ-менеджеры ее «дочки» не забывали и о себе.
В 2000 году пакеты акций газораспределительных компаний, которые «Межрегиону» удалось скупить или получить в счет долгов, были консолидированы в новом предприятии — «Регионгазхолдинге». Доля «Межрегионгаза» (соответственно и «Газпрома») в этой компании не превышала 20%. Остальное досталось неизвестным частным фирмам: «Либерти», «Стройком», «Газспецтехнологии», «Ресурс МРГ» и «Межолимпинвест».
Как предполагали в «Газпроме», за всеми этими организациями стояли руководители «Межрегиона» и, в частности, сам Никишин. К концу 2001 года монополия вынудила частных акционеров «Регионгазхолдинга» продать часть своих бумаг, после чего доля «Межрегиона» в этой компании выросла до 55,9%. Забегая вперед, скажем, что окончательно вернуть контроль над ГРО, купленными в конце 1990-х, «Газпрому» удалось лишь в 2004 году, когда на базе «Регионгазхолдинга» был создан «Газпромрегионгаз», в котором «Межрегионгаз» получил 99%.
Труба трубе рознь
В начале 2002 года Никишин был уволен. После его ухода в головной компании выяснили одну любопытную подробность. Доли в «Регионгазхолдинге» оказались не единственным бизнесом бывшего руководства «Межрегиона». Они также получали комиссионные от продажи газа по сверхлимитным контрактам. Другими словами, когда какое-либо предприятие испытывало дефицит топлива, оно обращалось в «Межрегион» с просьбой о дополнительных поставках. За положительное решение помимо непосредственной оплаты газа потребители перечисляли определенные суммы фирмам-посредникам, аффилированным с руководством «Межрегиона».
Как рассказал бывший руководитель одной из «дочек» «Газпрома», «Межрегион» сам выбирал, кому продать сверхлимитный газ. «В отличие от экспортных контрактов, где объемы газа строго регламентированы межправительственными соглашениями, продажи газа внутри России практически не контролировались «Газпромом». Отсутствие серьезного надзора привело к взяткам и откатам», — отмечает источник «Профиля» в «Газпроме».
Восстановить картину Миллеру помог экс-глава реформированного РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. Проверки энергохолдингом своих «дочек» выявили «неоднократные случаи сверхдоговорных поставок газа региональными компаниями «Межрегионгаза» по цене, установленной ФЭК, с одновременным заключением договоров о вознаграждении посредническим компаниям».
В своем письме в «Газпром» энергетик даже перечислил заинтересованные компании: «Петростройкомплект», «Ресурс», «Энергия-Холдинг», «Адми-Сервис», «Нафта-Центр», «Газинфософт», «Нефтегазсинтез», «Энергопромгаз» и «Газ Сервис XXI». По словам Чубайса, заключение договоров с посредниками «навязывалось» структурами «Межрегионгаза» и «являлось обязательным условием» для дополнительных поставок газа.
«Балансовый газ становится внезапно забалансовым, — возмущался экс-глава РАО ЕЭС. — Вместо нормальной фэковской цены вдруг появляется какая-то другая цена, когда наших генеральных директоров буквально вынуждают подписывать какие-то, извините за выражение, боковые соглашения, являющиеся условием поставки нормального балансового газа». Энергетики утверждали, что после смены руководства в сбытовой компании посредническая схема продаж продолжила действовать. По их подсчетам, посредники в 2002 году нанесли ущерб РАО ЕЭС более чем на 500 млн рублей.
Представители «Газпрома» и его дочерних компаний до сих пор утверждают, что при заключении контрактов на сверхлимитную поставку газа отдается предпочтение госпредприятиям и коммунальным службам. Промпотребители могут рассчитывать на дополнительный газ, если только заранее заключат соответствующее соглашение с «Межрегионом».
Терпеть самостоятельность прибыльной «дочки» «Газпром» уже не мог. Миллер по совету своего бывшего заместителя Александра Рязанова передал функции «Межрегиона» департаменту монополии, который возглавил Кирилл Селезнев. Этот молодой менеджер сделал головокружительную карьеру. С Миллером он познакомился в Северной столице, где они вместе работали в компаниях «Морской порт Санкт-Петербург» и «Балтийская трубопроводная система».
В конце 2001 года новый глава «Газпрома» призвал Селезнева, которому тогда не исполнилось и 27 лет, в головной офис концерна. Новый руководитель за 2002—2005 годы увеличил стоимость чистых активов компании в 22 раза — с 2,46 млрд до 54,87 млрд рублей. Дебиторская задолженность «Межрегиона» (без учета Южного федерального округа) в 2003— 2006 годы снизилась почти в два раза: с 40 млрд до 21 млрд рублей.
Впрочем, успехи Селезнева были несколько омрачены. Менеджеры «Газпрома» расслабились и перестали жестко контролировать работу «Межрегиона». Монополия нашла новое применение этому активу. Сбытовая компания стала инструментом в борьбе «Газпрома» со стагнацией добычи. Не секрет, что добыча на большинстве собственных месторождений концерна падает. Прирост производства «Газпрому» обеспечивает скупка независимых газовых компаний. К настоящему моменту монополии удалось так или иначе войти в бизнес всех крупных независимых игроков — «Нортгаза», «Итеры» и «НОВАТЭКа».
Убедить частников расстаться со своими активами «Газпром» пытался за счет радикальных мер. Добывающим компаниям время от времени отказывали в доступе к трубопроводной системе «Газпрома». В таких условиях частные производители были вынуждены продавать газ, в том числе и «Межрегиону», по бросовым ценам прямо на скважине. Более того, в аналогичной ситуации оказались и крупные нефтедобывающие компании. Недавняя критика главы ФАС Игоря Артемьева экспортной монополии «Газпрома» и его требование поделиться выручкой от продажи газа за рубеж напрямую связаны с вынужденным демпингом газовых предприятий.
Отжать по полной
Даже профильная работа «дочки» «Газпрома» — распределение и продажа газа внутри России — иной раз вызвала нарекания. Например, по итогам 2005 года российские продажи монополии, согласно данным самого концерна, составили 307 млрд кубометров. По данным «Межрегиона», эта цифра едва дотянула до 290 млрд кубометров.
Представители головной организации и ее дочерней структуры объясняли эту разницу отличиями в подсчете и незначительной разницей в бухгалтерской документации. Эксперты считали иначе. Объемы топлива, которые тогда стоили примерно $600 млн, могли быть проданы на сверхлимитных условиях.
Впрочем, если промышленные потребители зачастую обладают финансовыми ресурсами, чтобы ликвидировать возможность топливного голодания, то рядовые граждане далеко не всегда понимают, на что уходит плата за поставленный для кухонных конфорок газ. По официальным данным, сейчас в России природным газом пользуются примерно 55—62% населения. В среднем это порядка 80 млн человек.
Нормативами «Газпрома» предусмотрено, что на одного человека в месяц приходится около 11—12 кубометров голубого топлива (примерно 180 кубометров в год). В этом смысле у наших соотечественников не существует почти никакого преимущества перед остальными европейскими странами бывшего СССР. Например, месячный газовый лимит каждого украинца составляет 10 кубометров, тогда как в бывшей союзной республике газификация затрагивает примерно 80% населения.
Учитывая, что приборами, подсчитывающими расход топлива, оснащены лишь единичные квартиры, именно по такому нормативу оплачивают коммунальные счета за газ как российские, так и украинские граждане. Областные газораспределительные компании давно предъявляют претензии, что нормы занижены, а на самом деле граждане используют гораздо больше газа, чем платят за него по факту. Разница ложится на плечи ГРО убытками в миллионы рублей.
Вместе с этим, как показывает практика, после установки квартирных счетчиков выясняется, что фактическое потребление газа никогда не доходит до максимального уровня и составляет всего лишь 3—4 кубометра в месяц.
В 2006 году за кубометр газа рядовые потребители, например, Северо-Западного федерального округа отдавали 1,6 рубля. С 2007 года тариф вырос на 15% — до 1,84 рубля. Из этого расчета цена 1000 кубометров для населения в 2006 году составляла $61, а год спустя — уже $70. По расчетам экспертов, исходя из нормативов газовых организаций, расход голубого топлива населением составил около 11 млрд кубометров. В качестве оплаты «Газпрому» и другим компаниям должно было поступить $710 млн. Сам газовый концерн демонстрирует куда более значительные показатели. Около 48 млрд кубометров продаж газа внутри нашей страны приходится на население. По тем же тарифам, это уже более $3 млрд.
Для наведения порядка в области учета газа чуть ли не каждый год в России появляются все новые нормативно-правовые документы. В частности, они предусматривают методику определения удельных потерь и технологических расходов во время транспортировки газа, методику расчета потерь, возникающих в газораспределительных сетях.
Действительно ли работают эти акты? Мнения расходятся. В «Газпроме» и его дочерних структурах, ответственных за газоснабжение, утверждают, что с каждым годом становится все меньше «дыр», через которые голубое топливо уходит в атмосферу.
Но даже эти специализированные документы позволяют варьировать расчеты расхода топлива. Например, у ГРО существуют шаблонные объемы потери газа в случае отсутствия отопления или горячей воды. Допустим, если температура воды в квартирных смесителях опускается ниже 50оС или падает ниже 90оС в стационарных квартирных батареях, то газораспределительные компании заведомо начисляют потребителям лишние кубометры голубого топлива. Такой подход вполне логичен. При отсутствии горячей воды жители греют ее, а если в квартире холодно — оставляют включенными плиты. Тем не менее, как рассказал «Профилю» представитель одного из облгазов, зачастую фактическое использование газа может быть на 30—40% ниже объемов, начисляемых ГРО. Россияне для отопления квартир все больше используют электронагревательные приборы, оставляя газ для кухонных нужд. Команда «Газы!» дана не для всех
Технологический комплекс газораспределительной системы природного газа России насчитывает почти 260 газораспределительных организаций в 78 регионах. Местные сети способны ежегодно перекачивать более 200 млрд кубометров голубого топлива.
Представители «Газпромрегионгаза» утверждают, что в настоящее время их компания владеет и осуществляет влияние почти в 200 ГРО, что позволяет обеспечить 20 млн квартир, 15 тыс. промышленных предприятий и около 150 тыс. предприятий ЖКХ, 34 тыс. котельных и примерно 3,5 тыс. объектов сельского хозяйства.
Повышение цен на газ на $1 грозит суммарно вылиться в инфляцию в 1%. Не считая затрат на электроэнергию, расходы на обеспечение которой после реформы РАО ЕЭС год от года будут только увеличиваться; затраты жителей на ЖКХ в ближайшие несколько лет, по оценкам экспертов, вырастут на 10—15%.
В «Газпроме», который обязан обеспечивать стабильные поставки газа населению, тем самым выполняя стратегические функции монополии, отказываются сравнивать внутренний рынок с экспортной составляющей.
«Вполне возможно, что в ближайшие годы аппетиты «Газпрома» в отношении экспансии на зарубежные рынки несколько ограничатся. Концерну придется сконцентрироваться на внутреннем рынке газа и собственно на газификации, так как эта отрасль уже показала, что даже за счет ЖКХ способна приносить значительные доходы», — полагает политолог Алексей Макаркин.
Впрочем, пойдут ли средства, зарезервированные под обновление внутрироссийских газовых мощностей, непосредственно на переоснащение местных транспортных магистралей, пока не ясно. По словам гендиректора «Газпромрегионгаза» Сергея Густова, его компания придерживается четкой идеологии: бесхозных газопроводов существовать не должно. «За каждым газопроводом юридически должна быть закреплена организация, которая несет ответственность за его техническое состояние и осуществляет качественное обслуживание».
Эксперты, напротив, считают, что эта идея сродни битве за урожай, цели которой вполне логичны, однако возможность их достижения вызывает сомнение. Ведь из слов главы «Газпромрегионгаза» следует, что, в первую очередь, представители «дочки» монополии приложат усилия к получению контроля над оставшимися независимыми 60 газораспределительными организациями. Цена вопроса — безопасность населения. Существенные инвестиции, пущенные на решение геополитических задач, одной из которых является строительство совместного с узбеками газопровода, может привести к тому, что сельским жителям придется еще несколько лет пользоваться покупными баллонами с дорогим пропаном и только мечтать о дешевом метане из региональных сетевых труб.
|