Вопреки указаниям премьера Сергею Иванову до сих пор не удалось вывести AiRUnion из кризиса. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Неспособность Минтранса и Росавиации в течение двух недель уладить проблемы с массовыми систематическими задержками авиаальянсом AiRUnion своих рейсов, из-за чего множится число пострадавших россиян и подрывается авторитет власти, заставила руководство страны подключить к разрешению конфликта контрольно-следственные органы – Генпрокуратуру и Счетную палату. По мнению экспертов, замалчивавшим и не решавшим скандальную ситуацию чиновникам грозят дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.
Первые лица государства обратили внимание на массовые задержки рейсов AiRUnion и страдания пассажиров еще 25 августа. На прошедшем в этом день президиуме правительства премьер Владимир Путин выразил свое возмущение сложившимся положением и поручил курирующему транспорт вице-премьеру Сергею Иванову взять ситуацию под контроль. На следующий день премьер распорядился выделить входящим в альянс компаниям 24 тыс. тонн авиационного керосина на условиях его последующего возвращения новым собственником AiRUnion – госкорпорацией «Ростехнологии».
Однако премьерского распоряжения и выделенной помощи оказалось недостаточно, чтобы нормализовать ситуацию с вылетами. Задолжавшие аэропортам и топливным компаниям около 1 млрд. долл., авиакомпании альянса по-прежнему переносили в лучшем случае на несколько часов, в худшем – на несколько дней вылеты своих самолетов. Аэропорты отказывались их обслуживать и заправлять до погашения долга и внесения предоплаты. При этом тысячи пассажиров были брошены без положенного в таких случаях обеспечения питьем, питанием и местами в гостиницах. Обязанные разрешать такие ситуации сотрудники Минтранса и Росавиации в это время проводили многочисленные совещания и переговоры, которые не могли переломить ситуацию с долгами и задержками.
Вчера Владимир Путин вновь обратил внимание на отсутствие прогресса в разрешении ситуации. В ходе визита в Астрахань он потребовал отчета от министра транспорта Игоря Левитина. «Когда уже людей отправите, там женщины с детьми неделями сидят», – возмутился премьер.
Левитин сообщил, что для полной стабилизации перевозок авиакомпании потребуется еще около недели и возложил вину за срывы AiRUnion не на свое ведомство, а на подорожание авиационного керосина. Он также отметил, что сбоев можно было бы избежать, если бы AiRUnion заблаговременно обратился в правительство за поддержкой. Министр доложил, что вопрос с AiRUnion обсуждался в среду на совещании у Сергея Иванова.
Министерство подготовило план вывода авиаальянса из кризиса, который предусматривает вхождение в AiRUnion новых акционеров.
По информации источников «Интерфакса», входящие в AiR-Union авиакомпании будут объединены с компанией правительства Москвы «Атлант-Союз», которой будут переданы воздушный флот и маршрутная сеть альянса. Собственниками объединенной компании станут госкорпорация «Ростехнологии», правительство Москвы и Красноярский край. Вчера на фактическое бездействие авиационных и транспортных властей обратили внимание в Генпрокуратуре и Счетной палате.
Генпрокуратура распространила сообщение о том, что вызвала на допрос замминистра транспорта Александра Мишарина, который по совместительству занимает пост председателя совета директоров компании «КрасЭйр» – крупнейшего участника авиаальянса AiRUnion. Ему было объявлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства. Прокуратура констатировала, что Мишарин самоустранился от руководства компанией, не контролировал деятельность ее менеджмента и финансовое положение, что повлекло срыв вылета авиарейсов в период пика массовых перевозок. Замминистра был поставлен в вину тот факт, что в течение 2007–2008 годов на совете директоров не рассматривались вопросы о неустойчивом финансовом положении компании.
Вчера Генпрокуратура также обратила внимание на неудовлетворительную работу по разрешению кризиса главы Росавиации Евгения Бачурина, который входит в совет директоров «Крас-Эйр» и «Домодедовских авиалиний» – второго крупнейшего участника альянса AiRUnion. Генпрокурор Юрий Чайка заявил, что считает его работу провальной, и настаивает на привлечении чиновника к дисциплинарной ответственности.
«Мы вышли с ходатайством о привлечении руководителя Росавиации к дисциплинарной ответственности. Вместо того чтобы организовывать работу с авиакомпаниями, которым сегодня предъявляются претензии в связи с массовыми задержками рейсов, он фактически ее провалил», – заявил генпрокурор. Чайка также выразил мнение, что чиновники подобного ранга не должны входить в советы директоров компаний.
Вчера же провести проверку состояния дел в авиаальянсе пообещал глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин. По его словам, аудиторы планируют завершить проверку AiRUnion в течение месяца.
Между тем вчера в различных аэропортах страны были задержаны вылеты как минимум десяти рейсов. «Ситуация с вылетами самолeтов альянса остается сложной и пока не меняется к лучшему», – подтвердила вчера «НГ» проблемы альянса и его пассажиров пресс-секретарь AiRUnion Ольга Трапезникова. При этом она отказалась комментировать последние действия и предложения государственных чиновников в отношении альянса.
Тем временем красноярский губернатор Александр Хлопонин предложил создать вместо «КрасЭйр» новую якорную авиакомпанию в красноярском аэропорту «Емельяново». Вчера он сообщил, что направил соответствующее письмо в правительство. По словам губернатора, руководство края готово участвовать в реализации проекта создания новой авиакомпании, основным собственником которой должно стать государство в лице госкорпорации «Ростехнологии».
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ поддержал предложение Чайки о прекращении практики представительства в компаниях чиновников, которые на деле ни за что не отвечают и подписываются под решениями, выгодными не государству, а отдельным компаниям. Однако, по его словам, их замена на независимых директоров не способна предотвратить аналогичные ситуации.
«Сейчас в функции госорганов, которые занимаются контролем за ситуацией на рынке, не входит анализ финансового состояния компаний, и им приходится отслеживать их деятельность по последствиям, поэтому я бы законодательно предложил возложить имущественную ответственность – аналогичную оборотным штрафам, накладываемым ФАС, – на те компании, которые не информируют органы власти, что назревает ситуация кризиса или банкротства», – предложил эксперт.
Он также считает, что в настоящий момент необходимо срочно прекратить продажу билетов на самолеты альянса-банкрота, чтобы не накапливать еще больше невыполнимых обязательств перед клиентами. «Пока никто не занимался подсчетом размера неисполненных обязательств, по суммам которых согласно гражданскому законодательству должны начисляться штрафы в размере ежедневного центробанковского процента по данному региону», – напомнил Шелищ.
|