Похоже, что российская таможня стоит на пороге кардинальных кадровых решений, которые в первую очередь коснутся первых лиц государственного таможенного комитета. Иначе чем еще, как не обреченностью, объяснить сенсационные откровения главного таможенника страны Михаила Ванина, прозвучавшие в его последнем интервью известному тележурналисту. Этот видеоматериал еще только готовится к выходу в эфир. Но уже ясно, что отснятая в кабинете Ванина пленка произведет эффект разорвавшейся гранаты. Шутка ли: председатель комитета, глядя в объектив камеры честными глазами, защищенными линзами дорогих очков, говорит о том, что вот уже три года, как таможенные терминалы «крышуются» преступными группировками, руководимыми бывшим помощником главы МВД генералом Александром Орловым. Этот отставной милицейский начальник объявлен в федеральный розыск Генпрокуратурой РФ и проходит фигурантом сразу двух громких уголовных дел.
Вот уже несколько месяцев, как Орлов, контролировавший таможенные потоки, находится в бегах, предположительно в дальнем зарубежье. Однако дело его живет, как и по-прежнему, здравствует и пребывает в должности первого заместителя председателя его ближайший товарищ генерал-полковник Борис Гутин. Помимо прочих обязанностей, в таможне он курирует службу собственной безопасности, то есть должен выводить на чистую воду проворовавшихся таможенников.
Между тем именно мимо Гутина прошли нарушения в таможне, о которых в свое время говорил первый заместитель генпрокурора РФ Юрий Бирюков, давая оценку фактам вымогательства крупной денежной суммы таможенным начальством у одной из известных коммерческих компаний. По нашим данным, уголовное дело в отношении замначальника управления таможенных расследований Файзуллина и начальника таможенной инспекции Волкова в самое ближайшее время из Генеральной прокуратуры будет передано на рассмотрение в суд.
Понятно, что у Михаила Ванина, ожидающего самого худшего для себя развития событий, в конце концов не выдержали нервы. Честно рассказав об «орловской крыше», главный таможенник страны пошел еще дальше, сообщив, что многократно обращался к бывшему министру внутренних дел. Но безрезультатно. Возможно, сделав такое признание, Михаил Ванин посчитал, что перевел стрелки и спас свою репутацию. Но на самом деле громкое заявление главного таможенника страны породило массу вопросов к нему лично. Например, почему председатель ГТК, давно зная о действующей в его ведомстве преступной системе, не обратился в Генеральную прокуратуру или ФСБ? Почему не отобрал лицензии у тех складов временного хранения, которые, по его же словам, нагло «крышевались» бригадой генерала Орлова? Почему, наконец, не уволил своего первого заместителя Бориса Гутина, который просмотрел теневой бизнес генерала Орлова? Получается, что вместо этого на протяжении всего срока, что ГТК возглавляет Ванин, в таможенном ведомстве откровенно процветала коммерция за государственный счет. А иначе чем объяснить тот факт, что буквально все склады временного хранения в таможенном секторе являются ООО, ОАО и ЗАО? Это ярче всего свидетельствует о том, что таможня только формально значится государственным ведомством, но фактически приватизирована. И не замечать этого не мог даже руководитель с плохим, как у Михаила Ванина, зрением. А если знал, но молчал, тогда первый спрос — с него самого.
|