В начале июня баварская Abendzeitung вынесла на первую полосу аршинный заголовок «Русские идут!». Со смешанным чувством ужаса и восторга немецкие журналисты констатировали: в их непуганых, идиллических краях такого количества туристов, инвесторов, а то и мошенников из РФ не было еще никогда.
Тысчонка «на чай»
По данным германского ведомства по учету передвижения иностранцев, только с января по март этого года количество россиян, посещающих юг Германии, возросло более чем на треть. В одном лишь Мюнхене за этот период бронировали места в гостиницах 40 488 гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута, Краснодара…
— Ваш президент сделал нам отличную рекламу! — довольно улыбается Иннегрит Фолкхардт, управляющая роскошным отелем Bayrischer Hof. Он открылся еще в 1841 году. Принимал императоров и кронпринцев. Лет сорок с лишним тому назад здесь обосновалась Конференция по вопросам политики безопасности. Прошлогодняя «ястребиная» речь Путина не только прогремела на весь мир, но и сделала «Байришер Хоф» чуть ли не обязательным объектом посещения для наших «государственников и патриотов».
Баварским папарацци удалось заснять этой весной визит очередного московского гостя с задумчивым лицом собирателя яиц Фаберже. Олигарх прикатил на белой «Ламборджини», снял в гостинице на Променаденплац апартаменты в колониальном стиле от полутора тысяч евро за сутки и выше, потом отправился на Виктуалиенмаркт.
Для местных этот старинный рыночек — мерило финансового процветания соседей. Есть даже присказка: «Богат настолько, что кормит свою собачку с Виктуаля».
А одна гостья из Москвы, привыкшая к ценам в Первопрестольной, шокировала Кристиана Стемпфубера, хозяина нового филиала фирмы «Дольче и Габана» в центре Мюнхена — самого дорогого города ФРГ: «Дама уточнила, правильные ли у меня цифры на этикетках, а затем стремительно скупила половину магазина…».
До сих пор не может прийти в себя и Зепп Кратц, один из устроителей знаменитого «Октоберфеста». Несколько лет назад его необъятный шатер «Ипподром» посетил сам Роман Абрамович. Он остался настолько доволен выпивкой, едой и сервисом, что дал «на чай» беспрецедентную за всю историю пивного праздника сумму.
— Наверное, ему было все равно, что подвернется под руку в кармане, — вспоминает герр Кратц. — Это были две купюры по 500 евро! Похоже, у вас там, в России, мельче денег и не бывает…
«Не обижайте дешевизной!»
В разговорной речи консервативных баварцев появилось такое русское выражение: «Njet, ya ne khotchu prodavat svoi dom!».
Однако продать приглянувшееся строение «руссо туристо» предлагают все чаще и напористее. По подсчетам экспертов, клиенты из России стали приобретать в собственность самую престижную и дорогую немецкую недвижимость почти в десять раз чаще прежнего…
Начало же этой закупочной лихорадке было положено еще на рубеже веков. Уже тогда известная мюнхенская фирма Kristall-Lenchten отправила до полудюжины роскошных люстр на улицу Вильгельм-фон-Мюллер Вег, 10, в уютном городке Гармиш-Партенкирхен. В графе «получатель» значилось: «An Frau Tatjana Elzin». А «дом № 10» оказался средневековым замком Ляйтеншлёссель. По версии немецких СМИ, этот архитектурный шедевр якобы был подарен дочери первого российского президента Романом Абрамовичем.
С той поры приток богатых русских в благословенные приальпийские долины вырос на порядок. Если 8—10 лет назад горнолыжный курорт Гармиш посещали не более тысячи россиян в год, то сегодня это уже и 10, и 15 тысяч.
— Месяца не проходит, чтобы кто-нибудь из ваших не спрашивал меня: «Продаете?» — жалуется Марта Винкдорф, обладательница особнячка на Людвигштрассе. Бывшую учительницу более всего поразил тот факт, что большинство из спрашивающих сразу же предупреждают: «Цена не интересует вообще!».
Наши интересуются не только замками и особняками, но и более «скромной» недвижимостью. Недавно мне показали новый жилой комплекс двухуровневой планировки в самом престижном районе баварской столицы. Цена квартир, по мюнхенским меркам, просто заоблачная — до полутора миллионов евро! Но как сообщил местный маклер, умолявший не разглашать его имя, «за одну неделю продано пять квартир, три из них — русским»…
«Прачечная» мирового масштаба
Мой давний знакомый Рольф (назовем его так) из штутгартской криминальной полиции вместе с сотней других офицеров уголовного розыска почти два года осуществляли оперативное сопровождение некоего Александра Л., 59 лет от роду, бывшего высокопоставленного чина российской юстиции. Под слежкой и прослушиванием находился также 47-летний москвич Олег Р., который давно обосновался в Германии. Именно через этих лиц, оказавшихся сейчас на скамье подсудимых в Штутгарте, еще один фигурант этого скандального дела, Александр Афанасьев, производил масштабную скупку земельных участков в самых лакомых регионах ФРГ («Измайловские» открыли для немцев значение слова OBSCHAG», «Новая газета», № 83, 29.10.07 г.).
Приговор по этому затянувшемуся процессу до сих пор не вынесен. Поэтому пока и лишь в качестве версии можно рассматривать предположение немецких журналистов, упорно пишущих о том, что за приобретением 50 земельных наделов в ФРГ стоит не только измайловская ОПГ, но и самый богатый, по шкале «Форбса», россиянин Олег Дерипаска.
Много вопросов у германских СМИ и прокуратуры остается до сих пор по поводу ситуации вокруг дармштадтской фирмы St. Petersburg Immobilien und Beteiligungs- AG (SPAG). Не только в местных газетах, но и в книге Юргена Рота «Гангстеры с Востока» (Die Gangster aus dem Osten — Neue Wege der Kriminalitаt) это акционерное общество связывали с Рудольфом Риттером, который был в центре уголовного дела об отмывании денег наркобаронов, но был оправдан в Лихтенштейне. Кстати, как следовало из рекламных заявлений представителей фирмы, членом консультативного совета этого АО был в свое время и зам питерского мэра В.В. Путин.
— Одной маленькой Германии для таких денег маловато, — заметил однажды сыщик Рольф. — Да и в вашей стране столько черного капитала надежно не пристроить. Не удивлюсь, если для отмывки добычи русские приспособят всю планету.
Штутгартский детектив может не удивляться. Приспособили. Все больше и больше немцев, как правило, из наших бывших советских, становятся жертвами новой аферы, набирающей обороты аж в Парагвае.
Большинство русскоязычных СМИ Германии забиты сейчас заманчивыми объявлениям типа: «Вкладываешь 30 тысяч сегодня, получаешь миллион завтра». Схема махинации проста.
— По телефону мне вначале описали место под будущую мою ферму как истинный рай на земле, — сокрушенно вздыхает бывший кустанайский крестьянин Иван Шлеппель (фамилия по настоятельной просьбе потерпевшего изменена. — С.З.), — 300 долларов в месяц на пропитание для всей моей семьи, мол, за глаза хватит. А с тех 12 гектаров, что я куплю, уже через пару лет можно будет получать до 372 000 долларов чистой прибыли на одних только огурцах. Потому что наемная рабочая сила в Парагвае дороже 150 баксов в месяц не стоит…
Уже не однажды обжегшийся Иван имеет постоянную работу водителя на мусороуборочной машине в Штутгарте. Но он настолько тоскует по своей земле, что решился-таки слетать в Асунсьон. Его любезно встретили, привезли в офис фирмы, украшенной фотографиями местного сельхозминистра в обнимку с некими Костей и Вадиком. Эти бывшие москвичи показали гостю кучу своих купчих на земли в самой Германии, познакомили с парой образцово-показательных фермерских семейств. Но когда сделка была нотариально оформлена и влезший в долги Иван собрался было навсегда покинуть Германию, выяснилось, что купленная им земля «внезапно заболотилась». Она стала вдруг «совершенно непригодной для посадки сельскохозяйственных культур».
Последующее разбирательство завело в тупик. Иван лишь узнал, что бывшие соотечественники пытались поначалу провернуть нечто похожее и в ФРГ. Но едва не угодили за решетку.
Что же до Парагвая, то подписанный там контракт был составлен настолько запутанным образом, что наделы, приобретенные Иваном и такими же лохами, как он, на деле и впрямь оказались непригодными для земледелия, «процветающие фермеры» — подставными, а предъявляемые в качестве образцов гектары — сотни раз (!) перекупленными.
По самым осторожным прикидкам, только это мошенничество уже принесло оборотистым россиянам и коррумпированным местным чиновникам свыше двух миллиардов долларов прибыли.
|