На этой неделе высшие иерархи Русской православной церкви намерены определиться со своим пониманием прав и свобод человека, а также вынести решение о том, нужен ли церкви собственный суд и в какой форме он должен существовать. Предполагается, что именно эти темы будут обсуждаться на Архиерейском соборе РПЦ, который откроется во вторник в главном кафедральном соборе Москвы -- храме Христа Спасителя. В этом важнейшем церковном собрании, светским аналогом которого могут служить разве что съезды правящей партии, примут участие священнослужители рангом не ниже епископа. В том числе ожидается, что из Нью-Йорка прибудет митрополит Иларион -- новый глава Русской православной церкви за рубежом, воссоединившейся с РПЦ.
Собор откроется докладом предстоятеля Русской православной церкви -- Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. «Обсуждение вопросов, связанных с христианским осмыслением прав и свобод человека» намечено на четверг, а кульминацией должно стать намеченное на субботу официальное открытие торжеств, посвященных 1020-летию крещения Руси. Ожидается, что патриарх отслужит торжественный молебен в Успенском соборе Московского Кремля, после чего «по соседству», в Государственном Кремлевском дворце (бывшем Дворце съездов) пройдет торжественный концерт.
Архиерейский собор в его нынешнем формате стал неотъемлемым элементом церковной жизни относительно недавно (в сравнении со всем временем существования РПЦ). Собор, как высший орган иерархического управления церковью, впервые упомянут в Положении об управлении РПЦ, принятом 63 года назад, на Поместном Соборе 1945-го. Его нынешние полномочия были окончательно прописаны в церковном уставе, принятом 8 июня 1988 года, и лишь начиная с 1990 года, когда во главе РПЦ встал Алексий II, эти высшие церковные съезды стали собираться более-менее регулярно -- так, последний Собор состоялся четыре года назад. Представители Русской зарубежной церкви, в 1920-х годах отколовшейся от церкви в Отечестве и воссоединившейся с ней чуть больше года назад, ни разу не участвовали в Соборах.
Официальная делегация РПЦЗ впервые прибывает в Москву в качестве полноправных участников церковного «саммита». «Нам предоставляется возможность познакомить Собор, а через него и российскую православную общественность с особенностями православного быта и церковной жизни за границей», -- поделился в минувшую пятницу своими планами глава зарубежной церкви митрополит Иларион.
Архиерейский Собор, помимо прочего, может исполнять функцию церковного суда высшей инстанции. Этот орган обладает правом рассматривать дела высших архиереев, допустивших канонические или догматические отступления, и даже может осудить действия патриарха, если тот, по мнению большинства епископов, отступил от канонов церкви. Кроме того, Собор наделен правом своеобразного церковного арбитража -- он может разбирать тяжбы между двумя или более архиереями.
Весьма вероятно, что и на сей раз высшим иереям придется выступить в роли судей и вынести свой вердикт в отношении представителей «ультра-ортодоксальной» фронды, возглавляемой епископом Анадырским и Чукотским Диомидом (Дзюбаном). Напомним, что владыка Диомид впервые громко заявил о себе 22 февраля прошлого года, когда он опубликовал скандальное «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви». Тогда чукотский епископ обрушился с критикой на высшее руководство РПЦ, которое он обвинил: в отступлении от православного вероучения, потворстве «ереси экуменизма» (под которым подразумевались послания руководства церкви лидерам других христианских конфессий, и совместные молитвы с «инославными»), в «молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти». Кроме того, Патриархию уличили в оправдании демократии и в довершение всего -- благословении персональной идентификации граждан (ИНН), которую некоторые верующие считают «знаками Сатаны».
Тогда руководство церкви сочло, что за гневной филиппикой отца Диомида стояла целенаправленная диверсия, ведь она появилась аккурат перед подписанием Акта о каноническом общении между РПЦ Московского патриархата и Зарубежной церковью. В частности, глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Кирилл заявил: «Все это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения (с РПЦЗ. -- Ред.), помешать Русской православной церкви восстановить свое единство». Впрочем, тогда скандал спустили на тормозах: епископ-бунтарь, получивший в некоторых околоцерковных кругах прозвище «поп Динамит», не был запрещен в служении и даже продолжил свою «оппозиционную» деятельность. Так, 9 октября прошлого года Диомид заявил, что молитва, совершенная Алексием II в соборе Парижской Богоматери, является «отступлением от нашего православного вероучения» и «не делает чести Святейшему». 15 апреля Священный синод постановил, что две газеты -- «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима», выходящие по благословению епископа Чукотского, являются вредными для церкви и вносят в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение.
В преддверии нынешнего Архиерейского собора из Анадыря вновь зазвучала критика в адрес Патриархии: чукотское Епархиальное собрание вновь выпустило воззвание, содержащее те же претензии, -- контакты с «инославными» и «сергианство» (соглашательство с властями). Пятеро чукотских священников даже призвали не поминать патриарха Алексия во время литургии, что является признаком прямого раскола. Правда, сам владыка Диомид настаивает на том, что этот призыв -- «очередная провокация», призванная его опорочить. «Это не клирики моей епархии», -- пояснил епископ, добавив, что одного из инициаторов «непоминовения» он выгнал лично. Как бы то ни было, «правый уклон» скорее всего вновь будет осужден большинством епископов, которые завтра соберутся в Москве.
|