Роман Силантьев – исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета, на страницах «Независимой газеты» опубликовал статью о том, что происходит в мусульманской общине России, в частности, в Москве. Особенно в последнее время обращает на себя внимание противостояние суннитов и шиитов в столице.
«Некоторые проблемы в суннито-шиитских взаимоотношениях в России отмечались уже давно, однако в нынешнем году они приобрели публичный и острый характер, - пишет автор публикации. - Все началось с того, что членов московской шиитской общины «Ахли Бейт» перестали пускать для намаза в обновленный комплекс московской Соборной мечети. Руководство мечети указывало на боязнь провокаций со стороны антишиитски настроенных прихожан и запрещало им совершать молитвы до тех пор, пока «все не утихнет». При этом шииты исторически считали себя прихожанами именно этой мечети, поскольку еще 30 лет назад она была в Москве единственной действующей и принимала мусульман разных течений.
После первого, мартовского, скандала с недопуском шиитов в мечеть ситуация повторилась в начале октября текущего года, когда члены «Ахли Бейт» стали проводить религиозные мероприятия, предшествующие скорбной для шиитов дате Ашуры («шахсей-вахсей»).
4 октября на шиитов было совершено нападение в здании мечети, где им после долгих согласований разрешили молиться в подвале».
Здесь поясним, что речь шла об азербайджанцах-шиитах, когда шиитский мир справлял ежегодный траур по внуку пророка Мухаммеда имаму Хусейну. Ильдар Аляутдинов тогда, в начале октября, пояснил эту меру предосторожностью в связи со специфическими шиитскими обрядами, которые, якобы, слишком демонстрируют отличие шиитов от суннитов и тем самым могут спровоцировать конфликты внутри мечети.
«Драку пришлось разнимать бойцам ОМОНа, продолжает Роман Силантьев, после чего главный имам мечети Ильдар Аляутдинов распространил заявление следующего содержания: «Руководство Соборной мечети всегда шло навстречу шиитской общине, на протяжении строительства нового здания предоставляя возможность беспрепятственно посещать временные молельные помещения на территории комплекса. Чтобы предупредить возможные конфликты, была достигнута договоренность с представителями шиитской общины о том, что в новом здании московской Соборной мечети не будут проходить какие-либо обряды, демонстрирующие особенности их культовой практики.
Однако в понедельник, с наступлением месяца Мухаррам, в первые дни которого у шиитов принято соблюдать траур и в конце этого периода совершать обряд шахси-вахси (самобичевание), произошел конфликт из-за слишком громкого совершения поклонения, что вызвало недовольство со стороны других прихожан.
В свою очередь, общество «Ахли Бейт» передало обращение к председателю Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и лидеру Совета муфтиев России (СМР) Равилю Гайнутдину, в котором просило его разрешить проведение в московской Соборной мечети траурных мероприятий в день Ашуры, а также разрешить, как и прежде, проводить свои мероприятия по пятницам. В ответ Аляутдинов отказал им и в этом, сообщив, что единственным решением проблемы является выделение в Москве отдельного помещения или участка под строительство шиитской мечети. «Муфтий-шейх Равиль Гайнутдин выступил с обращением к правительству Москвы, чтобы для общины «Ахли-Бейт» было выделено помещение для проведения своих специфических обрядов. Вроде бы в правительстве с пониманием отнеслись к этому», – уточнил он.
Примечательно, что 28 июня 1999 года муфтий Равиль Гайнутдин обратился к мэру Москвы Юрию Лужкову с письмом, в котором протестовал против строительства мечети в Отрадном как раз на том основании, что «мусульманские храмы всегда были центрами единения верующих независимо от деления мусульман на шиитов и суннитов, поэтому строительство в Отрадном по соседству с уже имеющейся мечетью «шиитской» мечети может стать уже в скором будущем очагом напряженности и внутриконфессионального противостояния».
После высказываний Аляутдинова шииты больше не пытались обращаться к руководству ДУМ РФ и написали письмо Владимиру Путину, в котором выражали особое возмущение тем фактом, что муфтий Равиль Гайнутдин не только окончательно отказал им в месте для молитвы, но и рекомендовал обратиться за помощью в предоставлении нового места в посольство Ирана. «Мы, граждане России, должны обратиться в посольство иностранного государства, чтобы они обеспечили наше конституционное право на свободу вероисповедания. На наш взгляд, данный подход служит причиной раскола между мазхабами (богословско-правовыми школами. – «НГР») и может стать дестабилизирующим фактором в обществе», – говорится в письме. Авторы письма также указывали, что в московской Соборной мечети определенные организации и группы людей «умышленно сеют раздор между мусульманами с ведома администрации мечети и руководства муфтията».
Следует уточнить, что община «Ахли Бейт» не только состоит преимущественно из россиян, но и зарегистрирована в составе ДУМ РФ. Ее члены жертвовали деньги на расширение этой мечети, равно как и власти Азербайджана вкупе с Управлением мусульман Кавказа. Шиитскую же мечеть в Отрадном, которая построена на деньги опального экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова, лояльные действующему главе республики Ильхаму Алиеву азербайджанцы стараются не посещать.
На возникший вслед за этим скандал в социальных сетях отреагировал первый зампред ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. «Считаю, что педалирование данной тонкой темы самым прямым образом вредит не только внутримусульманскому согласию, но и в первую очередь стабильности и гармонии межнациональных отношений в российской столице. Это тем более печально, что на днях наша столица принимает Всемирный форум по сближению мазхабов «Единство ислама – единство мусульман: основания диалога», – в частности, говорилось в заявлении Мухетдинова.
Вышеупомянутый тут текст ссылки форум «Единство ислама – единство мусульман: основания диалога» открылся в Москве 19 октября с.г. и прошел на невысоком уровне: представительную делегацию мусульман Ирана встречал лишь Мухетдинов, в то время как Равиль Гайнутдин это мероприятие проигнорировал.
Сразу после окончания форума Совет муфтиев России выпустил «Фетву об опасных сектах», где использовал словосочетание «исламский терроризм».
Муфтий Чеченской Республики Салах Межиев усмотрел в «сближении мазхабов» очередной недружественный маневр СМР и обрушился с резкой критикой на саму эту идею. «Сейчас у нас хорошие отношения с некоторыми государствами. Мы уважаем межгосударственные отношения. Но не надо лезть Саудовской Аравии и Ирану со своими шиизмом и ваххабизмом в нашу российскую умму. Сюда лезть не надо, потому что мы туда тоже не лезем», – заявил он, также усомнившись в необходимости сближаться с шиитами. Не понравился Межиеву и пассаж про «исламский терроризм» в фетве СМР, который он многократно раскритиковал.
Таким образом, мы наблюдаем острый суннито-шиитский конфликт, в котором руководство московской Соборной мечети и СМР заняло сторону неких недовольных шиитскими обрядами прихожан, пожертвовав при этом хорошими отношениями с азербайджанцами и вызвав недоумение властей . Шииты десятилетиями спокойно совершали молитвы в этой мечети и никому не мешали, но сейчас, видимо, состав ее прихожан-суннитов изменился не в лучшую сторону. Не секрет, что самими радикальными антишиитами являются как раз ваххабиты, которые, если верить активистам таджикского землячества, угрожают в этой мечети не только шиитам, но и антиигиловскому проповеднику-сунниту Абдулле Хайриддину, как сообщается на сайте Общероссийской общественной организации «Таджикские трудовые мигранты».
Posredi.RU отмечает, что мулла Абдулла Хайруддин в своих проповедях предупреждает прихожан Центральной мечети на Проспекте мира об опасностях, которые таит в себе ИГИЛ, а также рассказывает об исламской культуре, о том, как должен мусульманин относиться к семье, воспитывать детей, вести себя дома, на улице, работе и в мечети.
В августе 2015 года на него было совершено покушение. В результате ножевого ранения таджикский мулла был доставлен в больницу имени Склифосовского.
«Да, громкий шиито-суннитский конфликт не отвечает интересам СМР, который пытается компенсировать урон от него показной дружбой с шиитами Ирана, продолжает исламовед Роман Силантьев. Другое дело, что их в Москве мало и они редко выходят за пределы своей мечети при резиденции иранского посла, тем самым минимально раздражая ваххабитов. А вот шиитов-азербайджанцев гораздо больше, и они намерены бороться за свои права. Направление граждан России к послу Ирана за помещением для молитвы не только выглядит издевательством, но и создает неприятный дипломатический казус.
Российские власти вполне могут пойти навстречу шиитам и принудить СМР допускать их в свои мечети, однако тогда на повестку дня встанет другой вопрос – а сможет ли руководство этой организации обеспечить безопасность верующих и найти управу на агрессивных ваххабитов? По всей видимости, нет», завершает статью исламовед.
Справка
В Исламе существует несколько течений. Наиболее известны для представителей немусульманского мира, конечно, суннизм и шиизм . Как пишет Википедия, расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.
Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.
Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских сект (ахмадиты, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).
Источник фото
Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы, абазины и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана, кроме татов и ногайцев.
Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.
Читайте последние новости об исламской общине в России в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|