Некоторые высшие, да и просто высокие чиновники областной администрации напоминают токарей-многостаночников, плохо обученных токарному делу. Странность, конечно, — ударно запарывать детали сразу на нескольких станках. Ну а если сырье — без ограничений, контроля за качеством нет, хозяин за усердие по головке гладит и премии за «совместительство» регулярно выплачивают? Такая организация труда некоторое время может просуществовать. Изделия, конечно, будут вырабатываться жуткие, зато работа кипит!
В 2004 году на предприятии «Орел-Алмаз», занимавшемся огранкой драгоценных камней, произошел скандал, который многократно описывался в местной прессе и упоминался в центральных СМИ. Финансовая проверка обнаружила на «процветающей» фабрике долгов на пять миллионов долларов, установила, что в Бельгию ушли алмазы на два с половиной миллиона тех же долларов, а деньги за них в Орел почему-то не вернулись. Были выявлены другие нарушения и злоупотребления, что в совокупности привело к банкротству предприятия.
Состав учредителей скандального ЗАО был таков: 34 процента средств вложила АЛРОСА (не наша структура, со своими рисками пусть сами разбираются), 40 процентов — «Орловский областной центр рыночных отношений «Развитие», еще 11 процентов скромно внес фонд имущества Орловской области, и еще 15 добавил смоленский «Кристалл» — тоже можно внимания не обращать. Таким образом, потери Орловской области составили 55 процентов, если говорить об уставном капитале банкрота.
Слабовато сработали, но не в первый раз. Какие только организации с участием государственного капитала на Орловщине не банкротились!
На этот раз больше всех, выражаясь молодежным сленгом, лопухнулось «Развитие». А давайте-ка посмотрим, кто входил тогда в состав директоров этого акционерного общества. Назовем первых лиц...
Кочуев Виталий Алексеевич (председатель) — первый заместитель губернатора; Соболев Владимир Владимирович (гендиректор); Сошников Игорь Викторович — тогда первый заместитель губернатора, начальник областного управления государственного имущества; Козлов Олег Викторович — тогда первый заместитель Сошникова.
Совет директоров призван разрабатывать стратегию развития акционерных обществ и контролировать деятельность их исполнительных органов. В нашем случае совет директоров со своими обязанностями не справился. Почему? Ведь народ подобрался именитый и, хочется думать, квалифицированный. В чем проблема?
В том же 2004 году «Развитие» увеличивает свой уставный капитал, выпуская десять тысяч акций номинальной стоимостью по сто рублей каждая. Оперативно. Не успело остыть пепелище «Орел-Алмаза», подорвавшего финансовое здоровье орловского акционерного общества, как его тут же поправляют. Кто же купил десять тысяч именных бездокументарных акций на целый миллион рублей в ценах 2004 года? Это сделало управление государственного имущества Орловской области.
Сырье, то есть финансы, как видим, даровые, даются практически без ограничений. Запороли «токари» одну дорогую болванку — не беда, бюджет заплатит за вторую. Если надо, то и за третью. И не только за нее. А когда при дармовом сырье «токари» средней квалификации становятся многостаночниками, убытки возрастают многократно. Но почему мы некоторых чиновников областной администрации называем уважительным словом «многостаночники»? А вот почему. В отчете о дополнительном выпуске именных акций перечислены должности членов совета директоров «Развития» в других организациях. Перечислим «другие должности» только двух лиц, отвечавших на тот момент за эффективное использование государственных средств. Если государственный чиновник входит в совет директоров АО, он делает это с благой целью защищать интересы государства, не так ли?
Давайте посмотрим, на скольких «станках» защищали имущественные интересы государства в 2004 году тогдашний начальник управления государственного имущества областной администрации И. В. Сошников, находящийся ныне под следствием, и его заместитель О. В. Козлов, ставший ныне начальником упомянутого управления.
Помимо членства в совете директоров «Развития», И. В. Сошников являлся: председателем совета директоров ОАО «Орловский агрокомбинат», членом совета директоров ОАО «Орелстрой», ОАО «Орловская промышленная компания», ОАО «Орел-Реестр», ОАО «Приборостроительная компания «Вектор», ОАО «Орловская инвестиционно-земельная компания».
О. В. Козлов, помимо «Развития», являлся членом совета директоров: ОАО «Орелкиносервис», ОАО АПО «Нива-Змиевка», ОАО «Хотынецкий природный парк Орловское Полесье», ЗАО «Родная природа», ОАО «Областной телерадиовещательный канал», ОАО «Орловская печать», ОАО «Агрофирма — Мценская», ОАО ИРК «Принт-ТВ», ОАО «Орел-автотранс», ОАО «Родники Орловского Полесья», ОАО «Центральный стадион им. В. И. Ленина», ОАО «Агрокомбинат-инвест», ОАО «Нива-инвест», ОАО «Орловское автотранспортное предприятие», ОАО «Типография «Труд», ОАО «Ледовый дворец», ОАО АПК «Орловская Нива», ОАО «Приборостроительная компания «Вектор», ОАО «Редакция «Просторы России», ОАО «Орел-облкоммунпроект», ОАО «Орелрыбвод», ОАО «Орловская инвестиционно-земельная компания». Тяжело...
Разнообразие деятельности И. В. Сошникова неактуально в связи с тем, что бывший первый зам. губернатора больше не является государственным служащим. Поле же приложения сил его преемника поражает.
Во всем перечисленном списке акционерных обществ есть доля областного бюджета. Каковы итоги вложений? По «Ниве» и «Агрокомбинату» — вопросов нет, убытки огромные, истории были громкие. Мелкие банкротства просто никого уже не интересуют, обычное дело в орловской практике.
Как можно вообще говорить об эффективности распоряжения бюджетными средствами при подобной пестроте интересов? Об эффективности говорить просто не приходится. Именно поэтому власти время от времени требуются громкие рекламные проекты, которые бы позволяли забывать о провалах. Но феномен многостаночников заключается именно в том, что они проваливают практически все, поскольку при такой организации труда невозможно работать качественно.
«Орловский трактор» не стал анекдотом только потому, что понятие «региональный анекдот» в русском фольклоре пока отсутствует. Область в этом смысле могла бы много дать русской культуре.
Трактор должен был стать символом работающей экономики Орловщины. Да, у нас есть недостатки, но мы делаем трактор! Как его собирались делать? Только очень уставшие люди тогда не смеялись.
Вот на заседании коллегии администрации области весной 2005 года гендиректор «Орловской промышленной компании» В. В. Аносов сообщает, что первый орловский трактор выйдет из цехов «Дормаша» к 5 августа. Трактора, правда, еще нет, уточняет В. В. Аносов, агрегат существует только в чертежах. Даже названия у будущей машины нет, но гендиректор предлагает такое: «Победа». Почему «Победа»? Наверное, потому, что к 5 августа. А еще почему? Наверное, потому, что трактор будет оснащен 180-сильным немецким дизелем, немецкими приводами и итальянской гидравликой. Машину не удалось выпустить ни к 5 августа 2005 года, ни к 5 августа 2006-го.
Складывается впечатление, что главное для областной власти — создание продукции виртуальной, и в этом она преуспела.
Вот выдержки из бодрого интервью корреспондента «Орловской правды» с тем же В. В. Аносовым, сделанного осенью 2007 года. Проект «орловский трактор», видимо, за неимением новых идей, по-прежнему в разработке. Но оформление ярче, а масштабы выросли как на дрожжах.
«— ...На XI ярмарке инвестиций в Орле губернатор Е. С. Строев подписал соглашение с «Орловской промышленной компанией» о производстве сельскохозяйственных тракторов, — сообщает корреспондент. — Интересно, что именно уже сделано по реализации проекта? — Орловская промышленная компания», — отвечает В. В. Аносов, — уже вложила порядка 20 млн. рублей в подготовку этого производства... Это будут орловские тракторы на базе итальянского «Фиата»... Как известно, сейчас на территории России действуют производства по сборке автомобилей «Форд», других иномарок. Так вот, тракторы в нашей области решено... собирать из итальянских комплектующих. Это будет российский трактор, у которого уже есть название — «Орленок»... Предусматривается... довести объем производства тракторов до пяти тысяч в год... Первая партия тракторов (порядка 240 машин) будет изготовлена до нового года... На сегодня российских производителей этой техники практически не осталось, пожалуй, за исключением Липецкого тракторного завода, который до сих пор не вышел из полосы неудач. А если учесть, что в рыночных условиях при всех прочих равных параметрах соотношение «цена-качество» имеет превалирующее значение, то наши орловские тракторы, которые будут на треть дешевле белорусских, станут вполне конкурентоспособны».
Итальянский «Орленок» — тоже неплохо. Кончился 2007-й год, скоро пройдет половина 2008-го. Виртуальный орловский трактор пашет поля Отчизны. Разумеется, виртуально. Но где вполне реальные деньги, вложенные в производство или его подготовку? Ведь речь на протяжении нескольких лет шла о миллионах.
Виртуальные идеи материализуются. Если в поисковой службе интернета набрать слова «орловский трактор», вам его покажут.
Вот он. «ООО «Орловский трактор» — официальный дилер ЗАО «Торговый дом Минского тракторного завода» в Центрально-Черноземном регионе. Реализует трактора МТЗ-82, МТЗ-1221 и др. со склада и под заказ. Сервис. Лизинг. Кредит». Это то, что мы действительно можем в реальности.
Когда работаешь сразу на нескольких станках, квалификация твоя низка, а контроля за расходованием сырья — никакого, иного результата просто не может быть. Об иных причинах бесконечных провалов деликатно умолчим. Несомненный плюс такой организации труда только в том, что очень долго эта система существовать не может. (14 мая 2008)
|