Родственный бизнес: исследование деловой активности детей, жен и домочадцев первых лиц страны
В Кремле решают судьбу законопроекта «О противодействии коррупции». Он создан межведомственной рабочей группой, которую возглавляет помощник президента Виктор Иванов. Ожидается, что документ рассмотрят в Совете безопасности.
После ратификации в 2006 году международной антикоррупционной конвенции и вступления России в Группу государств против коррупции (Group of States Against Corruption или GRECO) законопроект призван усовершенствовать российское законодательство. Он содержит жесткие нормы, и разработчики говорят, что ощущают сопротивление некоторых чиновников.
Сопротивление понятно. Если проект одобрят, наступят времена, когда и госслужащие, и члены их семей будут обязаны, к примеру, декларировать свое имущество. А пока эта практика не стала всеобщей и хотя бы отчасти публичной, «Новая» продолжает мониторинг деловой активности родственников первых лиц, их трудоустройства, связей в мире бизнеса и разного рода услуг, которые им оказывали предприниматели. Мы уже рассмотрели случаи замглавы президентской администрации Игоря Сечина и первого вице-премьера Дмитрия Медведева (подробности в № 58), а также помощника президента Виктора Иванова и первого вице-премьера Иванова Сергея (№ 63). Приступаем к не менее значимым: вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину
Трубы от кутюр
Министр финансов Алексей Кудрин в правительстве Виктора Зубкова получил статус вице-премьера. Он отвечает за весь финансово-экономический блок, а также естественные монополии. Кудрина считают старым знакомым Владимира Путина. Они вместе работали в питерской мэрии. Путин руководил комитетом по внешним связям, Кудрин — комитетом финансов.
Деловые интересы супруги Алексея Кудрина Ирины Тинтяковой весьма широки. Она не только президент фонда социальных, благотворительных и культурных программ «Северная корона», но вместе с известным кутюрье весной 2002 года учреждала «Валентин Юдашкин Групп». Ранее, в июле 2001-го, Тинтякова входила в число основателей московской компании «Амби XXII», которая планировала заниматься искусственными сапфирами, однако этот бизнес не состоялся.
Среди создателей фонда «Северная корона», который активно помогает детям, помимо Ирины Тинтяковой, была Елена Войцехович. Бывший советник премьера Константин Войцехович является референтом вице-премьера Александра Жукова.
Что касается знаменитого кутюрье, услугами которого пользуются многие представители государственной и бизнес-элиты, то, помимо супруги министра финансов, одним из учредителей «Валентин Юдашкин Групп» стала «Инвестиционно-финансовая компания «Бизнес-технолоджис» трубопромышленника Александра Карманова (на 2006 год компания владела 51,33% группы). Карманов возглавлял фирму «Леман Пайп» — эксклюзивного поставщика труб большого диаметра украинского Харцызского завода для системы «Газпрома». Завод относится к группе «Систем капитал менеджмент» (СКМ) самого богатого человека Украины Рината Ахметова. По версии польского журнала «Впрост», его состояние оценивается в 18,7 млрд долларов.
В настоящее время Александр Карманов возглавляет российский «ЕТК-Холдинг» (Евразийский трубопроводный консорциум).
— ЕТК является одним из игроков на российском рынке труб и одним из покупателей наших труб, — сообщили в пресс-службе украинского «Метинвест Холдинга», управляющего горно-металлургическим бизнесом группы СКМ Ахметова. Но подчеркнули, что связаны с компанией «исключительно отношениями независимого продавца и покупателя» и ничего не знают о «Валентин Юдашкин Групп».
Карманов не ответил на вопрос, способствует ли его основному бизнесу причастность к миру высокой моды вместе с супругой министра финансов. (Не все эксперты считают это простой диверсификацией бизнеса.) Валентин Юдашкин от комментариев воздержался. К искусственным сапфирам Ирину Тинтякову пытался привлечь Муртазали Рабаданов — до недавнего времени завлабораторией рентгеноструктурного анализа Института кристаллографии РАН. Институт возглавляет Михаил Ковальчук — брат руководителя питерского банка «Россия» Юрия Ковальчука, который вместе с Владимиром Путиным создавал дачный кооператив «Озеро».
В 2001 году профессор Муртазали Рабаданов, Ирина Тинтякова и специалист по искусственным сапфирам Багомед Алаудинов учредили фирму «Амби XXII». Искусственные сапфиры уступают по твердости лишь алмазу и применяются в медицине, оптоэлектронной и ювелирной промышленности, а также при производстве светотехники. Спрос на них был велик. Но, как сообщил «Новой» Муртазали Рабаданов, в силу разных обстоятельств бизнес не пошел (Багомеда Алаудинова пригласили на работу в Швейцарию, кроме того, Китай завалил рынок своим продуктом).
Рабаданов вспомнил, что пригласил Ирину Тинтякову поучаствовать в проекте потому, что знал ее как грамотного экономиста и очень порядочного человека. Статус супруги министра финансов, по словам профессора, значения не имел, и об административном ресурсе никто не думал. Рабаданов также отметил, что директор Института кристаллографии Михаил Ковальчук не имел отношения к фирме.
Ирина Тинтякова не прокомментировала ситуацию. Алексей Кудрин не ответил на запрос «Новой».
Справка «Новой»
Вместе Путин и Кудрин появились в материалах уголовного дела № 144128 строительной корпорации «Двадцатый трест» (подробнее — «Новая газета» № 73 за 2005 год). Согласно акту ревизии, проведенной по поручению Следственного комитета при МВД (копия документа есть в распоряжении редакции), Кудрин подписывал соглашения о предоставлении корпорации госкредитов на несколько миллионов долларов, а корпорация переводила деньги более чем двум десяткам фирм в Испании, Финляндии, Швеции, Германии, Бельгии, Ирландии и США. Что касается Путина, то, по данным ревизии, будучи, и.о. мэра Санкт-Петербурга, он распорядился выделить корпорации деньги под предлогом организовать отдых ветеранов. В 2000 году уголовное дело было прекращено. Коллеги Кудрина по комитету финансов Надежда Саволайнен и Дмитрий Панкин, которые упоминались вместе с ним в материалах дела (подписывали платежные поручения), впоследствии перешли в Минфин. Саволайнен заняла пост замдиректора административного департамента министерства, Панкин возглавил департамент международных финансовых отношений, госдолга и финансовых активов.
В Минфине ситуацию не прокомментировали.
Бывший старший следователь, один из руководителей следственной группы по делу «Двадцатого треста» Андрей Зыков, рассказал «Новой», что на следствие оказали беспрецедентное давление. Оперативник Олег Калиниченко, который собирал информацию по делу, впоследствии ушел в монастырь. Зыков подал гражданский иск против Путина. Однако в суд пришло письмо из администрации президента о том, что Путин не может быть стороной процесса.
|