Самый молодой российский миллиардер
«В январе 2007 года он вернулся с дорогого французского горнолыжного курорта Куршевель уже не в статусе богатого плейбоя, а в качестве «привлеченного свидетеля». Его задержали по подозрению в причастности к деятельности «международной сутенерской сети». Этот, уже не первый, но самый громкий скандал положил конец многолетнему деловому партнерству Михаила Прохорова и Владимира Потанина. Многие предрекали молодому олигарху Прохорову полный финансовый крах. Несмотря на это он до сих пор обладатель состояния, размер которого оценивается в 13,5 миллиарда долларов. За ним до сих пор охотятся девушки, желающие стать женами одного из богатейших людей России. Еженедельник «Аргументы неделi» отправился по следам Михаила Прохорова.
Большое Дитя
ОТЕЦ Прохорова работал заведующим лабораторией, мать заведовала кафедрой полимеров в Московском институте химических материалов. Это была классическая советская интеллигентная семья со всем традиционным набором «радостей» советских интеллектуалов. В этом доме выписывали толстые литературные и научные журналы, читали вслух по вечерам и зимой по выходным ездили кататься на лыжах в компании друзей. Прохоровы жили в обычном доме на улице Кибальчича, рядом со станцией метро «ВДНХ».
За неимением материальных благ советская интеллигенция главным своим достоянием считала образование. Мишу отправили учиться в спецшколу №21 с углубленным изучением английского языка.
Здесь в мальчике обнаружилась склонность увлеченно заниматься каким-нибудь любимым делом, не отвлекаясь ни на какие внешние раздражители. Он увлеченно поглощал знания и также увлеченно занимался спортом. Миша воспринимал жизнь как веселую и увлекательную игру. В то время когда все его сверстники бегали за девочками и целовались в укромных уголках, Миша дни напролет читал книжки и крутил кубик Рубика.
В десятом классе он пребывал все в том же состоянии инфантильной беззаботности, как и в первом: раздавал девочкам щелбаны, носился по коридорам и подкладывал канцелярские кнопки на стулья одноклассников и учителей. Этому улыбчивому и добродушному переростку все сходило с рук.
Михаил Прохоров родился 3 мая 1965 года. В то время, когда ему исполнилось 18 лет, служить призывали даже студентов дневных отделений. Так что поступление в институт не спасало от армии. Продолжить образование Прохоров смог только в 1985 году, отслужив 2 года в престижных Ракетных войсках.
Для того чтобы поступить в Московский финансовый институт (сейчас Московскую финансовую академию), Михаилу требовалось лишь перейти сквер. Дом, в котором жила семья Прохоровых, находился напротив института.
В институте «переросток» Прохоров продолжал вести существование молодого и озорного щенка, вечно находящегося в состоянии игры. Время накладывало свой отпечаток на эти игры. Гиперактивность выражалась в том, что он участвовал в спортивных соревнованиях, субботниках, институтских вечерах и концертах, встречался с ветеранами, входил в факультетское бюро ВЛКСМ.
Удачное знакомство
ПО ОКОНЧАНИИ вуза выпускник получил должность начальника отдела в Международном банке экономического сотрудничества (МБЭС). Несмотря на громкое название этой структуры, Прохоров, по сути, был государственным служащим с относительно небольшой зарплатой.
В 1990 г. в этот же банк пришел на работу другой госслужащий – Владимир Потанин. Он уже оценил масштабы развала централизованной советской экономики и возможности, которые открывало новое время. Потанин подыскивал банк для создания собственного бизнеса и надежных единомышленников. В МБЭС он нашел и то и другое. Вскоре разорившийся Международный банк экономического сотрудничества перешел под контроль Потанина вместе с клиентской базой и государственными активами. А Михаил Прохоров стал главным партнером Владимира Потанина на долгие годы.
В банковской сфере Потанин умело использовал связи и возможности, которые наработал за время государственной службы. Банки Потанина получали в управление активы государственных банков, обслуживание счетов государственных структур и в результате заняли лидирующее положение в финансовой сфере страны.
В 1993 г. бывший сослуживец, а теперь энергичный молодой партнер Потанина Михаил Прохоров вошел в руководство «ОНЭКСИМ-банка».
Большая игра
БИЗНЕСУ «ОНЭКСИМа», видимо, помогали такие высокопоставленные реформаторы, как Андрей Вавилов и Анатолий Чубайс. Но в выстраивании отношений с властными структурами и их обитателями Прохоров участия не принимал. Для этого он был слишком молод и неопытен. Энергичный, легкий и компанейский Прохоров был хорош в той роли, которую определил ему Владимир Потанин.
На «семейных» праздниках, которые Потанин на протяжении многих лет устраивает под Новый год во французском Куршевеле, Миша Прохоров пел под гитару романсы и развеселые студенческие песенки, веселя и расслабляя гостей. В империи, которую строил Потанин, Прохорову отводилась та же роль – души компании. Стратег Потанин понимал, что для успешного управления ему нужен такой компаньон, который, с одной стороны, будет «своим в доску парнем», вечным Мишей-маленьким. А с другой – увлеченно и деятельно заниматься увлекательнейшей «игрой» – управлением огромной компанией. И в этой роли Прохоров себя оправдал.
Независимо от того, какой пост занимал Михаил Прохоров, он всегда талантливо реализовывал задумки Потанина.
Генеральным директором и председателем правления Горно-металлургического комбината «Норильский никель» Михаил Прохоров стал в 2001 году. А в 2004 г., уже после того как компания вышла на плановые рубежи и скрывать состав ее владельцев и размеры их долей в бизнесе было невозможно, журнал «Форбс» оценил состояние самого молодого российского миллиардера в 5,4 млрд. долларов. На тот момент Прохорову исполнилось 39 лет. Будучи самым молодым олигархом, он продолжал жить в доме своей старшей сестры, не обременяя себя созданием собственной семьи.
Из-за того что с момента окончания вуза Прохоров только и занимался тем, что азартно «играл в бизнес», женщины и развлечения стали новым увлечением олигарха сравнительно поздно. Открыв для себя эту новую область, Прохоров, по обыкновению, бросился в нее с головой. Но это случилось лишь после того, как миллиарды были уже заработаны.
Ничего личного
ГРОМКИЙ скандал, связанный с арестом Прохорова в обществе юных девушек в Куршевеле, продолжился не менее скандальным разделом «Норильского никеля». Перестав быть владельцем «Норильского никеля», Прохоров вряд ли перестанет быть самым завидным женихом России. По предварительному соглашению о разделе бизнеса «Норильский никель» отойдет Потанину, Прохорову достанутся энергетические активы бизнес-империи. Остальное будет поделено пополам.
В настоящее время Михаил Прохоров владеет блокирующим (28,2%) пакетом акций крупнейшего золотодобывающего концерна России – «Полюс золото».
Совместные активы Прохорова и Потанина оцениваются в сумме от 11 до 14 миллиардов долларов и находятся в управлении фонда «КМ-Инвест». В числе прочего к совместно нажитому имуществу относятся: 8,1% акций «Норильского никеля»; 7,6% – «Полюс золота»; 69% – Росбанка; 55,6% – «Открытых инвестиций»; 100% – «Проф-медиа»; 100% – «Интеррос-эстейт»; 98,1% – «Роза хутор»; 87,7% – СК «Согласие»; 25,83% – «Русиа петролеум». Один из вариантов решения проблемы, к которому бывшие партнеры пришли на 22 февраля 2008 г., – продажа активов на аукционе. Учитывая привлекательность таких активов как «Норникель», эксперты не сомневаются, что стоимость акций будет только расти.
Потрясения, начавшиеся в жизни Михаила Прохорова год назад, вполне могут оказаться для олигарха толчком к новым играм. В конце концов женитьба и счастливое отцовство бывают приключением не менее увлекательным, чем кайтинг, горные лыжи и невероятные кутежи.
В размышлениях г-на Прохорова после французского ареста зазвучали не свойственные ему ранее интонации: «Знаете, в европейском обществе, с моей точки зрения, вообще до настоящего времени присутствует печальный стереотип: отождествлять российский криминал с российским бизнесом как таковым. Действительно в начале 90-х годов с пространства бывшего Советского Союза в Европу хлынули бандиты и проститутки. Эта печальная страница нашей недавней истории – результат многолетних унижений и жестокостей тоталитарного режима. Современное российское общество борется с этим грустным наследием, и не без успеха. Но пока тот факт, что о стране и ее культуре зачастую судят по ее худшим представителям, не делает чести ни одному государству и особенно его элите».
|