Записки Григория Распутина почти век хранились в российском Госархиве. Как они туда попали — не известно, их подлинность тоже неочевидна. Однако сегодня его дневник был опубликован. На расшифровку текста ушло несколько лет, однако сейчас признается, что тетради писал не сам Распутин.
В дневнике Распутин, или некто выступающий от его имени, рассказывает о своем предназначении и целительской силе, нежно пишет о Маме, императрице, и пренебрежительно о Папе, императоре: «Сними с него корону — и в десятке не отличишь».
Сотрудницы архива пытается разобрать почерк Распутина на одной из его записок. «Милый, дорогой, извиняюсь за какое-то беспокойство. Плачет, горько просит», — читает женщина написанное.
Григорий Ефимович писал коряво, путано и малограмотно. Вместо адреса писал: «енералу такому-то», а подписывался через «о» — Роспутин. Поэтому то, что публикация громко называется «дневниками Распутина» в Государственном архиве сухо именуется «тетрадями».
Они хранятся здесь с 20-х годов прошлого века, когда все документы из дворцов грузили сюда коробками. Для советских историков рабочее движение было важнее дворцовых интриг. Но даже им было ясно, эти тетради не Распутин писал, и ясно это любому, кто сличит почерк Распутина с тетрадями.
Елена Чиркова, начальник отдела хранения императорских фондов Государственного архива РФ: «Я думаю, что он говорил не более членораздельно, чем писал. Поэтому, конечно, в тетрадях текст очень приглаженный».
В архиве помнят, как копировал документы их нынешний издатель. Несколько лет ушло на расшифровку и подготовку текста. И теперь даже он оговаривает: это кто-то за Распутиным записывал.
Даниил Коцюбинский, кандидат исторических наук: «Вопрос о том, подлинен этот документ или подделен, требует дополнительного исследования. Равно как отдельным является вопрос о том, даже если этот документ и не подлинный, сделан ли он на основе какого-то подлинного протографа, то есть, каких-то подлинных надиктовок Распутина».
Несколько тетрадей, заполненных аккуратным подчерком, в которых грамотно и почти литературно стилизованно излагаются мысли Распутина на разные темы. Тут даже записаны откровения о том, как он получил мистическое влияние на царскую семью.
«Задумался Бадма и говорит: «Сие большим шарлатанством почитается, одначе есть такое. Дам я тебе несколько платков шелковых. Повяжешь им голову, будто туман какой, точно пьянеешь. Приятно и легко. И уже ни за что не отвыкнешь». А как я ей сказал, что повязываясь, мое имя поминать должна и обо мне думать, то, конечно, она верила, что сия сила от меня, Григория, исходит. Более пяти лет я семи платками Ее и Его тешил», — говорится в записи.
Для историка подобные тетради вряд ли служат опорой в изысканиях. Это скорее повод узнать настроение общества накануне революции. И уж, конечно, не сенсация. Просто еще один миф в коллекцию мифов о странном старце.
К тому же, в истории уже были прецеденты. Историк Щёголев после революции выпустил поддельные дневники фрейлины Вырубовой, чтобы дискредитировать дом Романовых.
Сохранилась фотография Распутина с поклонницами. Ведь и они могли записывать изречения старца, а вот под диктовку ли, по памяти ли, так и остается тайной.
В архивной папке — 102 страницы, написанные от лица Распутина, но уже первые переписчики слово «дневник» берут в кавычки и помечают в скобках примечание: писаны якобы под диктовку «Р», то есть Распутина.
Любому историку понятно, что это писала не распутинская рука. Это писал человек, возможно, Распутина искренне почитавший. И где здесь фантазии писавшего, где фантазии самого Распутина, а где историческая реальность, уже никакой науке разобраться не под силу.
Роль Распутина в агонии великой империи долго еще будет предметом спора историков, но один человек в гибнущей стране ему точно был благодарен. Над сомнительными тетрадями в архиве копия собственноручного рисунка царевича Алексея.
Больной ребенок мог рисовать, когда именно малограмотный мужик Распутин облегчал его страдания. Теперь все, что осталось от их разных судеб, объединили общие полки в архиве, только цифры на коробках разные, передает телеканал НТВ.