Матильда Кшесинская в зале своего особняка
Скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда», разгоревшийся за полгода до премьеры, сейчас обратил внимание к самой Матильде Кшесинской. РАПСИ в новой серии публикаций «Сто лет назад. Историческая хроника РАПСИ» опубликовал материалы старых газет. Из них, в частности, стало известно о том, как Матильда Кшесинская выиграла в суде дело против Владимира Ленина.
Дело в том, что сто лет назад, 17 мая 1917 года вечерняя газета «Время» рассказала, как Матильда Кшесинская выиграла в суде дело о выселении Ленина, большевиков и других «поселенцев» ее особняка. После успешного процесса балерина приезжает осмотреть свой захваченный дом и обнаруживает пропажу драгоценностей и мехов, а также следы поджога.
РАПСИ дает публикацию того времени полностью.
« Во дворце Кшесинской .
После пожара . В субботу, в час дня, броневики («Броневики - солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона», - прим. редакции) должны были передать М.Ф. Кшесинской ключи от тех комнат, которые они занимали два с половиной месяца.
Предупрежденный об этом, приезжаю к назначенному времени на Каменноостровский и занимаю «позицию» у дворца. Красные полотна со всевозможными надписями, еще накануне украшавшие особняк г-жи Кшесинской, кем-то сняты. По-прежнему лишь треплется порыжевший от солнца красный флажок над крышей, на котором с трудом различишь сакраментальные ленинские инициалы Р.С.Д.Р.П.
Балерина запаздывает, но когда она выходит из автомобиля, оказывается, что еще нет ни ее поверенного В.С. Хесина, ни судебного следователя, который вместе с чинами местной милиции должен присутствовать при церемонии передачи ключей и осмотра раскрепощенного дворца. В нашей группе также представители страхового общества, им необходимо выяснить убытки, понесенные г-жой Кшесинской от пожара, только что приключившегося в ее доме.
Обитатели особняка, узнав, что на улице владелица дома, выглядывают в окна и спускаются вниз, вступают в разговор, рассказывают о пожаре. В дом пропускают только своих и членов партии, посторонних же опрашивают.
К калитке приходит вольноопределяющийся-броневик и просит зайти в дом. Караульный солдат, и раньше выражавший неудовольствие, почему возле дома чужие люди, теперь отказывается пропустить во двор. Броневик ему разъясняет, и после переговоров караульный открывает дверь.
Как поджигали дворец . Нас проводят в комнату, где произошел пожар. Столовую Кшесинской большевики превратили в экспедицию «Солдатской Правды». 10-12 коротковолосых барышень что-то записывают в бухгалтерские книги, выстукивают на машинках; здесь столько же длинноволосых мужчин. В углу навалены тюки и газеты, но часть их после пожара перенесена в соседнюю комнату. Едва обгоревшая стена прикрыта красным щитом, и если бы не следы на полу, трудно поверить, что здесь были поджигатели.
Страховой агент расспрашивает, как все это произошло. Свидетелей пожара сейчас нет, и, за исключением дворника, рассказывают с чужих слов.
В пятницу, 12 мая, в 5 часов утра, к дому подъехали на извозчике 3 неизвестных; двое одеты в офицерскую форму и один штатский. На улице были лишь дворники соседнего дома, и неизвестные просили их провести в дом Кшесинской. Дворники сказали, что нужно позвонить к караульному, так и поступили. Караульный их пропустил во двор, а в дом их впустил дворник. Спустя несколько минут, как рассказывали соседние дворники, один из неизвестных вышел на улицу и велел дожидавшемуся их извозчику отъехать на угол, а через 10 минут вышли все трое.
Визиту неизвестных в столь ранний час никто не удивился. Дело в том, что «Солдатская Правда» выходит вечером и уже в 6-7 часов за газетой приходят всякие люди. В ту ночь в доме ночевали всего двое караульных, ожидавших смену, но они даже не заметили прихода неизвестных.
В половине шестого, спустя 10-15 минут после отъезда неизвестных, явились газетчицы и увидели пламя. Горели тюки с газетой. Они подняли тревогу, и вскоре удалось сбить пламя.
Обитатели дома утверждают, что это был поджог, ибо еще долго в комнате ощущался запах бензина. Неизвестные облили бензином пространство между газетами и стеной и ,уходя, подожгли. Большевики говорят, что сгорело и попорчено 70 тысяч экземпляров «Солдатской Правды».
Интереснее всего то, что спустя ровно сутки, в субботу, в 5 час. утра, снова подъехали на извозчике трое неизвестных, из них двое в офицерской форме, и опять позвонили в дом. На этот раз у ворот стоял часовой 1-ого пулеметного полка, и он, предупрежденный о случае накануне, пытался поднять тревогу. Ничего не говоря неизвестным, он пошел в дом за другими солдатами, но когда вернулся на улицу – неизвестных след простыл.
Официально последствия пожара представителем страхового общества зафиксированы в следующих выражениях: «В столовой пострадали деревянная панель длиной в 2 аршина и высотой 3 арш., паркет, покоробилась деревянная обшивка потолка и испорчен майоликовый камин».
Осмотр имущества . Броневики занимали пять комнат, но 4 из них были закрыты, и ключи теперь переданы Кшесинской. Броневики доказывают, что Кшесинская должна быть им признательна, так как, поставив свой караул, они предохранили от расхищения ее имущество, что уже началось 27-28 февраля. Броневики наиболее ценные вещи перенесли в гостиные и заперли на замок. Входим в первую – синюю гостиную, - как будто все в сохранности. Мебель почти не тронута, фарфор, хрусталь, картины люстра, - все на месте. Вторая гостиная превращена в фешенебельный магазин. Сюда принесли всю посуду, серебро, драгоценности г-жи Кшесинской. На полу ящики из-под золота, серебра и посуда без конца. Произвести подробный осмотр и установить, что пропало, нет никакой возможности. К тому же много ящиков закрыто, а реестр куда-то затерялся. По первому беглому взгляду Кшесинская утверждает, что здесь многого не достает. На мебели этой гостиной более ощутительны следы пребывания посторонних людей.
Идем в кабинет, где находился 3 марта комендант броневиков. В.С. Хесин открывает один из ящиков письменного стола, случайно вынимает футляр из-под драгоценностей, - в футляре пусто. На стенах те картины, фотографии, - наружный осмотр ничего не говорит.
В.С. Хесин пишет расписку на имя председателя комитета мастерских броневого дивизиона, в том, что он в качестве поверенного Кшесинской принял от представителя броневиков ключи от 3 комнат, а также коробку с разными ключами в количестве 24 штук. Так называемую курилку или околоток мы не могли осмотреть, ибо хотя ключи от нее имелись, но комнату никак нельзя открыть.
Солдатский клуб . В первом этаже, в большом облицованном желтым мрамором зале, с зимним садом на переднем плане, помещается солдатский клуб. Здесь каждый день от 6 вечера ведут свою тлетворную пропаганду большевики. В зале рояль, плюшевые и кожаные стулья, гипсовый бюст Маркса, а над роскошной бронзовой вазой с эмалью – портрет Авг. Бебеля. На другой стене в дешевенькой рамке фотография лейт. Шмидта с могилой и двумя черными воронами. Несколько красных полотен с надписями: «Да здравствует интернационал», «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Броневики – на страже свободы», да плакаты: «Просят не курить», - вот и все, что дополняет обстановку солдатского клуба. Местный абориген меня уверял, что в клубе числятся 1,400 солдат разных частей, и все они по очереди будут нести караул во дворце Кшесинской.
- Вот на днях приедут кронштадтцы. Они тоже выразили желание нести караул.
Обитатели дворца утверждают, что Ленин здесь никогда не жил, а был всего два раза. Он присутствовал на собраниях солдатского клуба и тогда же выступал с балкона перед толпой.
У большевиков . Второй этаж – цитадель большевизма. Тут и центральный комитет, и петроградский комитет, и военно-милиционная комиссия, и коллегия агитаторов. Посторонних не видать, - все свои, из комитетов, коллегии, комиссии. Штаб большевизма на посту. Все время стучат машинки, и одно воззвание заменяет другое. За день, видно, отсюда выпускают не один десяток погромных прокламаций.
Один из первых пионерских отрядов Петроградской стороны во дворе особняка Кшесинской. Источник фото
Во дворце Кшесинской поражает бездна всевозможных умывальников, специальных кранов, мраморных бассейнов, ванн, диванов для отдыха. Второй этаж – это какие-то сплошные римские бани. Но бани не смущают большевиков. Из большого мраморного бассейна они ухитрились сделать «военно-милиционную комиссию». И заседают здесь исключительно девицы.
Во втором этаже народ весь серьезный. Приход Кшесинской, ее поверенного, судебного следователя, милиции их ничуть не смущает и ничуть не интересует. До законного срока, т.е. до 28 мая, они, во всяком случае, не оставят дворца балерины, а дальше видно будет. Большевики хлопочут в Совете Рабочих и Солдатских Депутатов о предоставлении им помещения, но если к 28 ничего не найдется подходящего, то…
Здесь закрыта лишь гардеробная. Большевики приносят ключи, и судебный следователь открывает шкафы. Кшесинская осматривала гардеробную в марте и заявила, что у нее пропали все меховые вещи на сумму 227 тыс. рублей. В шкафах, действительно, кроме балетных туник, ничего не видно. Возникает вопрос, следует ли накладывать печати на двери и шкафы и нужно ли ставить караул милиции? Представитель местного комиссариата категорически отказывается дать милиционеров, объясняя, что для охраны частного дома нужно специальное разрешение высших властей.
Да, наконец, дом Кшесинской охраняют. Но оказывается, что охраняют не «дом Кшесинской», а большевиков… Напрасно… Пусть бегут…»
Любопытным в связи с этим может быть материал «ЖЖ» о том, какой особняк «натанцевала» себе балерина Кшесинская.
|