Ну вот, дождались: алмазный наш Козленок, так и не отведав прелестей этапа, покинул неуютные хоромы пересылки на Красной Пресне. Но ему мало свободы — он жаждет полной реабилитации.
Скорей всего Козленку это удастся: отечественная Фемида в последнее время либо подлечила зрение и проявляет завидную зоркость в отношении тех, кого следует великодушно отпустить из своих объятий, либо от слепоты у нее так обострилось обоняние, что она попросту носом чует, где пахнет чистоганом и высокими покровителями, а где их запаха и не предвидится.
По тундре, по железной дороге
Можно по пальцам посчитать, кто из наших vip-мошенников отведал тюремной баланды. Фигуры, прямо скажем, незначительные — адвокат Дмитрий Якубовский да неудачливый претендент на нижегородский престол губернатора Андрей Климентьев. Куда им до «героя» брежневских времен Чурбанова — этот по-настоящему был «белой косточкой». Остальные (экс-прокурор Ильюшенко, экс-министр Ковалев, генерал ФАПСИ Монастырецкий — список можно продолжить) оказались в СИЗО исключительно стараниями следователей. Которые, предчувствуя, что их «жертвы» скоро ускользнут, решили «помариновать» их хотя бы чуть-чуть. А некоторые и вовсе не испытали этой сомнительной радости — экс-министр Вавилов, например. Или бывший министр финансов Борис Федоров.
Последний даже обвиняемым по «бриллиантовому делу» не числился. Хотя, казалось бы, как же без него — кто-то ведь давал разрешение на эту сделку? Причем переписку экс-министр вел по так называемой секретной линии. Бумаги сохранились — но нет, в суде он от всего открестился, и ему поверили... Человек уважаемый, за ним много денег и властных людей — разве он способен на такое?
А Черномырдин? Тот и вовсе отделался очередным афоризмом-бестселлером — не ведаю, мол, никаких козленков и козлов. И от него все отстали. А ведь сделка по поставке российских алмазов из Гохрана в США в свое время расценивалась как одна из самых крупных бизнес-удач (ущерб оценен в $187 млн.) экс-премьера и была вписана в знаменитый список проектов, который курировали Гор—Черномырдин...
Копейки на черный день
Андрею Козленку еще хоть что-то досталось от правосудия. Он был задержан в Голландии, немного посидел в Греции, протомился до и во время суда в России... Вероятно, у нашей Фемиды все же есть некоторый ценз: не слишком «породистые» аферисты должны пройти чистилище.
Впрочем, Козленка совсем уж «непородистым» назвать нельзя. Сначала он был приближен к верхушке московской милиции. Как раз в то время и начал набирать капитал — провернув одну замечательную аферу с каким-то фондом якобы в поддержку милиционеров. Потом занимался продажей противогазов — причем, естественно, не в Россию, а в далекую южную страну третьего мира (там они нужнее). Тоже «наварил». И только потом стал представителем алмазного бизнеса России в США. В том, что именно ему доверили расширять наш рынок алмазов и подвинуть мирового монополиста «Де Бирс», есть своя логика — вероятно, только матерый российский аферист и может справиться с такой задачей.
«Справился» он, надо сказать, замечательно. В США налоговые инспекторы с 20-летним стажем отмечали, что такого надувательства они в своей практике не встречали — $63 млн. утаенных налогов (представьте себе общую сумму, если таковы только налоги)! Причем, заметьте, налоги не за бизнес, а за приобретенную фирмой нашего героя собственность. Козленок ни в чем себе не отказывал — пасхальное яйцо работы Фаберже (из коллекции Николая II), дюжина роскошных автомобилей (включая «Роллс-Ройс» за $377 тысяч), 9 моторных катеров, 6 яхт, реактивный самолет (стоимостью $20 млн.), особняк, оцененный в $1,5 млн., и поместье на озере Тахо (по одним данным, за $4,4 млн., по другим — $20 млн.), которое в свое время использовалось для съемок фильма «Крестный отец».
Конечно, теперь Козленка можно назвать бедным — все это великолепие было арестовано в США и продано за долги Golden ADA. Что по сравнению с этими яхтами и особняками 12 квартир в Москве и несколько автомобилей? Копейки... Впрочем, у нашего героя есть жена, совладелица Golden ADA. Она «прописана» на Багамах. И вероятно, кое-что на черный день у четы Козленков все же припасено.
Аппетиты претендента на реабилитацию всегда были немаленькие. Он, в частности, угрохал кучу бабок на подкуп калифорнийских политиков. А начальником собственной службы безопасности назначил человека, в свое время отвечавшего за сбор денег во время выборов мэра Сан-Франциско. Так вот, этот милый человек однажды прислал письмо Борису Ельцину: если вы прекратите поставки алмазов, Golden ADA потерпит крах. Компания аферистов срочно нуждалась в новых миллионах.
Осужден пожизненно. Условно
За свою российскую собственность наш «вольноотпущенный» может не волноваться. Вряд ли у кого поднимется рука отнять у него оставшиеся от богатства крохи. В Гохране мне, например, рассказывали: возвращая похищенное, они столкнулись со странным явлением — легче было получить деньги или ценности из Швейцарии, Англии (у Golden ADA все состояние было распылено по миру), чем то, что в России было арестовано прокуратурой. А суммы несопоставимы: за рубежом они исчислялись сотнями миллионов, в отечестве — не превышали полутора десятков.
Вообще, все происходящее в последние годы напоминает некий сюр. Так, например, в громком деле о покушении на убийство Тулеева несостоявшиеся киллеры покаялись компетентным органам: получили заказ и деньги. Их благодушно отпустили с миром. Арестовали братьев Тихоновых. А про деньги и не вспомнили. Точнее, спохватились, когда все $300 тысяч были потрачены. Как будто специально ждали — погуляйте, мальчики, на полную катушку, в награду за покаяние.
Но если вдуматься, ничего странного нет. Правоохранительные органы у нас четко выполняют политический заказ. И, в зависимости от обстоятельств, либо вспоминают про закон, либо нет. Ведь ничто же не мешало им оперативно арестовывать имущество Гусинского, задержать на минувшей неделе руководителей «Сибура»... В других же случаях они подозрительно неповоротливы.
Не знаю, как вы, а я верю, что Козленок получит полную реабилитацию. А что ему мешает? Это ведь не журналист Пасько, который тоже хотел очиститься от грязи — и в результате получил 4 года.
Мне кажется, пора внедрить новую шкалу наказаний — условную. Тем более что и законодательство для этого переписывать не надо, и прецедент уже создан. Гораздо более мелкий, чем Козленок, жулик — бывший министр юстиции Валентин Ковалев получил целых 9 условных лет. Скоро, вероятно, мы будем слышать и такие приговоры: «Осужден пожизненно. Условно».
|