Коррупционный скандал, который западная пресса называет самой грандиозной бриллиантовой аферой в истории, завершился. Мосгорсуд приговорил гендиректора компании Golden ADA Андрея Козленка к шести годам тюрьмы (ему осталось сидеть три года) , бывшего главу "Роскомдрагмета" Евгения Бычкова и бывшего работника аппарата правительства Игоря Московского - к трем годам тюрьмы (оба освобождены по амнистии), а бывшего гендиректора АО "Звезда Урала" Николая Федорова - к 3,5 годам. "Ведомостям" удалось поговорить с одним из осужденных.
Генпрокуратура начала следствие по делу Golden ADA в 1995 г. , а суд шел с 1999 г. В мае 1993 г. "Роскомдрагмет" перевел в американскую компанию Golden ADA, гендиректором которой был Андрей Козленок, 5 т золота на сумму $98 млн. Golden ADA по этому договору должна была прогарантировать кредит Bank of America для российского правительства на $500 млн. Компания Козленка и братьев Шагирянов построила на эти деньги в Сан-Франциско современную фабрику по огранке алмазов, но никакого кредита Россия не получила.
Через несколько месяцев - в феврале 1994 г. - "Роскомдрагмет" перевел в Golden ADA еще и партию алмазов - на этот раз на $87млн. По договору Golden ADA должна была произвести огранку этих алмазов и вернуть готовые бриллианты в Россию. Однако камни были проданы, и российское правительство в результате многолетних судов с Golden ADA в США сумела вернуть меньше $30 млн.
По поводу партии золота на $98 млн, в обмен на которую Golden ADA обещала правительству привлечь кредит, не вышло даже постановления правительства. Было только поручение, которое тогдашний вице-премьер и министр финансов Борис Федоров дал главе "Роскомдрагмета" Евгению Бычкову. По версии Бычкова, в начале 1993 г. он написал Федорову предложение совершить такую операцию с Golden ADA, а Федоров наложил на его письмо две визы: "согласиться с предложениями "Роскомдрагмета" и "доложить об исполнении в декабре".
"Что это такое, скажите на милость, как не указание действовать, - сказал "Ведомостям" освобожденный Бычков. - После этого я направил эту инициативу в МВЭС, они все завизировали, и я произвел сделку. Там были все лицензии". Бычков и его адвокат Генрих Падва говорят, что пока не решили, будут ли они оспаривать приговор. "С одной стороны, я рад оказаться на свободе, но с другой стороны, я не жулик и не коррупционер", - заявил Бычков в интервью "Ведомостям".
Комментарий у Бориса Федорова вчера получить не удалось - он был за границей. Другой вице-премьер экономического блока тогдашнего правительства Александр Шохин подтвердил, что никаких постановлений правительства о сделке с Golden ADA не выходило. "Это все дела Бориса Григорьевича [Федорова]", - пояснил Шохин. Он считает, что "это вообще была довольно опасная сделка, потому что мы отправляли в качестве залога по государственному кредиту золото, хотя в то время уже действовало "правило негативного залога", согласно которому мы не имели права давать никаким кредиторам лучшие условия, чем кредиторам по долгу СССР. Мы рисковали получить иски от прежних кредиторов, если бы сделка с Bank of America состоялась", - говорит Шохин.
Тогдашний работник аппарата правительства Игорь Московский готовил для Бориса Федорова "все бумаги", как говорит его адвокат Сергей Замошкин. "Я вообще не понимаю, как Федорова вывели из этого дела, а осудили исполнителей. Это нонсенс - говорить о том, что Московский мог ввести Федорова в заблуждение и заставить что-то подписать по сговору с Козленком и Бычковым", - уверен адвокат. Однако источник, имевший отношение к расследованию дела, сообщил "Ведомостям", что Борис Федоров в своей резолюции "не безусловно согласился с предложениями "Роскомдрагмета", а дал какую-то обтекаемую формулировку типа "разобраться". По мнению источника, это Федорова и спасло.
Евгений Бычков отказался отвечать на вопрос "Ведомостей", как он умудрился отправить в Golden ADA еще и алмазы, если компания не выполнила условий прошлой сделки. "Это долгий разговор, - сказал Бычков. - Если бы не влезли прокуроры, деньги бы вернулись с большой прибылью".
Мосгорсуд не удовлетворил иск Минфина ко всем обвиняемым на $187 млн, предложив подать его в гражданский суд. "Мы будем подавать иск, но это по большому счету формальность. С Козленка вряд ли удастся что-нибудь взять", - сказал "Ведомостям" источник в правительстве.
|