Объединить «Газметалл» и «Норникель» предложил банк Dresdner Kleinwort. Совет директоров «Норникеля» поручил менеджменту проработать предложение. Теперь на «Норникель» два претендента. Кроме «Газметалла» это UC Rusal, которая в конце прошлого года договорилась о покупке 25% акций «Норникеля» у Михаила Прохорова. Комментарии группы «Онэксим» получить не удалось. Источники, знакомые с Прохоровым, уверяют, что он намерен закрыть сделку с UC Rusal.
Любая из сделок возможна лишь при согласии обоих владельцев «Норникеля», ведь слияние должны одобрить владельцы 75% акций. Так что Потанину и Прохорову придется договариваться, отмечают аналитики Deutsche Bank Ольга Окунева и «Уралсиба» Кирилл Чуйко.
Сложившаяся ситуация может привести к слиянию трех компаний, полагают они.
Гендиректор «Интерроса», председатель совета директоров «Норникеля» Андрей Клишас называет идею слияния трех компаний «интересной». В таком случае производственная линейка «Норникеля» за счет железной руды будет выглядеть более сбалансированной, отмечает он, слияние с «Газметаллом» соответствует стратегии компании на укрупнение, а консолидация крупных активов в России может быть позитивно воспринята рынком.
Представители UC Rusal и «Газметалла» от комментариев отказались. Гендиректор UC Rusal Александр Булыгин ранее заявлял, что алюминиевый холдинг хочет диверсифицировать бизнес, в том числе за счет железорудных активов. UC Rusal рассматривала «Газметалл» как один из возможных вариантов такой диверсификации, говорит источник, знакомый с руководителями UC Rusal.
«Иметь в одной корзине алюминий, никель и железную руду очень неплохо, так что акционерам “Газметалла” такая идея тоже может понравиться», — считает знакомый с ними бизнесмен, добавляя, что «Газметалл» рассматривает много вариантов. Другой предприниматель, знакомый с одним из акционеров «Газметалла», говорит, что для компании предпочтительнее слияние только с «Норникелем», ведь слияние горнодобывающих активов способно создать большую стоимость.
Объединенная компания стала бы крупным диверсифицированным игроком, схожим с BHP Billiton или Rio Tinto, отмечает Окунева. Стоить она могла бы около $120 млрд, думает Чуйко. Ее крупнейшим акционером был бы Олег Дерипаска (см. врез). Выручка компании составила бы $37 млрд, подсчитал аналитик «Траста» Александр Якубов, EBITDA — около $20 млрд. Консенсус-прогноз выручки BHP Billiton на этот год — $50 млрд, EBITDA — $24,25 млрд.
Окунева видит возможное препятствие для сделки в менталитете ее участников: объединенная компания стала бы настоящим клубом российских олигархов, а Дерипаска, к примеру, не готов терять контроль над UC Rusal. С другой стороны, совладелец «Газметалла» Алишер Усманов славится талантом посредника в урегулировании конфликтов, говорит инвестбанкир, знакомый с бизнесменом. При этом Усманов, возможно, сильнее других заинтересован в сделке, ведь он давно ищет возможности для объединения «Газметалла» с кем-то из крупных игроков, резюмирует Окунева.
|