Ваше Святейшество!
Считать Ваше письмо Председателю Государственной Думы Рыбкину И.П. ответом на мое открытое письмо Вам от 19 января 1994 года, опубликованное в "Независимой газете" и "Экспресс-хронике" и получившее широкий общественный резонанс, я не могу. Это не ответ по существу поставленных мною острых проблем современной церковной жизни. Написанное Вами, к моему огорчению, выдержано лишь в жанре доноса.
Вы обращаетесь к Государственной Думе, надеясь, что она после Вашего письма применит ко мне санкции, и снимет с меня священническую одежду и наперсный крест. В тюрьме и лагере с меня насильственно снимали крест (не только священнический, но и нательный) и даже сбривали бороду. Так что спасибо Вам, Ваше Святейшество, что Вы не выступили перед Думой с аналогичной законодательной инициативой.
Проявляя непомерную претенциозность, Вы, видимо, забыли, какое время на дворе, и обращаетесь в высший законодательный орган с жалобой на неугодного Вам депутата, вторгаясь в дело государства и одновременно провоцируя государственный орган на вмешательство во внутренние дела Церкви. Но сегодня Церковь не только формально, как было в советское время, а реально отделена от государства, хотя и находится на сверхпривилегированном положении.
Вы пишите, что моя политическая деятельность вызывает "массовый протест духовенства и верующих". О какой политической деятельности идет речь? О процессе демократических преобразований, благодаря которым Церковь впервые за семьдесят с лишним лет получила свободу, и были вновь открыты тысячи храмов? О поддержке Президента, реформ, новой Конституции? Ясно, что речь идет о демократической направленности моей деятельности в целом. Тем самым Вы свидетельствуете, что церковный народ и его пастыри не могут сегодня помочь духовному и нравственному восстановлению нашего Отечества, и что в Московской Патриархии поддержку получают фашистские и антисемитские идеи митрополита Санкт-Петербурга Иоанна. Именно он первым заговорил о необходимости лишить меня сана, объявив себя моим политическим противником, и, как видим, добился своего. Идя на поводу тех, кто испытывает ностальгию по утраченному "тоталитарному раю" и хочет вернуть его в новой, уже нацистской интерпретации, Вы наносите тяжкий урон России. Вам должно быть известно, что монастырские и церковные книжные лавки потчуют народ литературой с черносотенной начинкой, издаваемой, в частности, в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой Вы являетесь, и в Свято-Даниловом монастыре, Вашей официальной резиденции. Вам также должно быть известно, какое количество жалоб поступает на Ваше имя от прихожан, духовенства на коррупцию, взяточничество, поборы и вымогательство некоторых архиереев, уличенных в пьянстве, разврате и даже в содомском грехе. Однако Вы остаетесь глухи к этому "массовому протесту духовенства и верующих", покрывая тем самым тех, кто разлагает и позорит Церковь.
Вы вознегодовали на меня за то, что я назвал высшую иерархию "церковной номенклатурой". Но разве Вы станете отрицать то, что известно из архивов ЦК КПСС, КГБ, Совета по делам религий и свидетельств бывшего его председателя К.Харчева, что ни один из иерархов РПЦ не мог получить сан архиерея, а тем более Патриарха, без инициативы КГБ и санкции КПСС? И не о номенклатурных ли притязаниях говорит прилагаемая мною копия Вашего письма тому же К.Харчеву о включении священной номенклатуры на санаторно-курортное обслуживание Четвертого управления Минздрава?
К Вашей радости должен отметить, что Ваше послание, после раздачи его депутатам, нашло горячую поддержку в лице двух известных "столпов" Православия - Жириновского и Невзорова. Сожалею, что Вы не смогли ответить по существу на письмо, обращенное к Вам. И на главную идею: без покаяния не возродится Россия. А церковный народ, приученный к обрядоверию, и пастыри, превращенные лишь в жреческое сословие, не смогут исполнить свое назначение: стать, по слову Спасителя, светом миру и солью земли.
Депутат Государственной Думы священник Глеб Якунин.
|