-«Пап, это правда, что дядя Рома «Ладу Приору» покупает?
-Он даже деньги за нее уже внес. Завтра из салона забирает.
- Но зачем ему «Приора», когда за те же $11 000 можно купить Renault Logan?
- Я ему так и сказал. А еще можно куда дешевле купить Chery Amulet. Она хоть и китайская машинка, но вряд ли собрана хуже, чем «Лада».
- Странный он все-таки, наш дядя Рома.
- Ничего, поездит годик-другой от сервиса к сервису, образумится.
- Не понимаю, на что надеется АвтоВАЗ? Еще пару лет, и его машины вообще покупать перестанут.
- Не факт. Спрос на «Лады» стабильный, они даже цены недавно подняли. К тому же новые хозяева АвтоВАЗа из «Рособоронэкспорта» уже два года обещают модернизировать завод и выпустить что-нибудь приличное.
- Приличное — это они про «Приору», что ли? Или «Калину»?
- Нет, это все старые разработки, их еще при Каданникове придумали. Речь идет о чем-то более современном. Только непонятно пока, о чем именно.
- А что, за два года сделать новую модель нельзя было?
- Наверное, можно. Японцы, например, как раз столько на разработку новой модели обычно и тратят. А раз в пять лет они вообще весь модельный ряд обновляют. Но начальникам АвтоВАЗа не до того пока. Сперва они с группой СОК воевали, которая при прежнем руководстве весь бизнес по поставке запчастей для «Лад» под себя подгребла. Потом сокращали издержки. Теперь вот ищут инвесторов, которые помогут привести завод в чувство. Вроде бы с Fiat идут переговоры, с Renault.
- Такими темпами они АвтоВАЗ еще лет двадцать спасать будут.
- Такие уж в «Рособоронэкспорте» менеджеры. Других, видимо, государству пока что негде взять.
- Дел-то! Положить директору зарплату тысяч в сто долларов в месяц — и менеджеры из западных автоконцернов сами прибегут проситься на это место.
- Думаешь, дело в зарплате? Она, кстати, у начальников АвтоВАЗа даже побольше будет. Первый назначенец от «Рособоронэкспорта» — Игорь Есиповский — получил за неполный год работы компенсацию $3 млн. А бывший президент группы АвтоВАЗ Владимир Артяков, который сейчас губернатор Самарской области, получал по $120 000-130 000 в месяц. В прошлом году — как раз в бытность главой группы — он заработал 1,43 млрд руб. А в 2005 г., если верить его декларации о доходах, он заработал почти в 300 раз меньше. У нынешнего президента АвтоВАЗа Бориса Алешина доходы, надо думать, тоже немаленькие.
- Ничего себе! А что же это они сделали за такие деньжищи?
- Я же перечислял. Есиповский, например, прогнал группу СОК.
- И за это $3 млн?!
- А за что еще? Больше он ничего сделать не успел.
- Хорошо, а Артяков?
- Начал переговоры с иностранцами. И не закончил. Еще расходы сокращал. Только они за 2006 г. выросли со 135 млрд до 153 млрд руб. Прибыль завод получить все же сумел, поскольку цены на «Лады» выросли. Но маленькую — 3,53 млрд руб. Рентабельность завода ниже плинтуса — что-то в районе 2%.
- Нормально потрудился губернатор, ничего не скажешь. А Алешин что?
- Его же совсем недавно назначили, рано судить. Он структуру управления заводом переделывает. И трудовую дисциплину повышает.
- И как это на деле выглядит?
- Как это с высоты его кресла выглядит, я не знаю. А в цехах за качество борются так. Председатель вазовского профкома «Единство» Петр Золотарев рассказывает, что провинившихся наладчиков переводят на устаревшие станки, которые наладить невозможно в принципе. Байки о так называемой штрафной бригаде номер 111, угодить в которую все равно что в ад попасть, уже далеко за пределы завода вышли. Официальные лица АвтоВАЗа утверждают, что все это чушь. Но мне вот почему-то кажется, что не бывает дыма совсем уж без огня.»
|