Замглавы администрации президента выступил на заседании Столыпинского клуба «Правая идея и бизнес». Один из гостей — председатель комиссии СПС по поддержке малого и среднего бизнеса Андрей Нечаев рассказал, что кроме него выступали председатель «Деловой России» Борис Титов, председатель экспертного совета организации Антон Данилов-Данильян, Евгений Юрьев, член генсовета «Единой России», депутат Владимир Груздев, от РСПП был Давид Якобашвили.
Все выступали по семь минут, Сурков — 40.
Кремлевский чиновник обрушился на предвыборные технологии СПС, обещающие достройку капитализма, рассказывает председатель партии «Гражданская сила» Михаил Барщевский, а европейские пенсии бабушкам назвал дискредитацией правой идеи.
Тема правой партии давно не оставляет Суркова равнодушным. Он отметил, что термины «правые» и «левые» относятся к индустриальному обществу XIX в. и пользоваться ими несовременно, перечисляет бизнесмен, слушавший Суркова.
Сурков отверг предложение Барщевского о том, что бизнес должен иметь свою партию или структуру, через которую будет влиять на власть. Несовременно создавать партию бизнеса, «электорат смешан», подобной партии нет ни в одной демократической стране и вообще партия, синтезирующая интересы общества и бизнеса, уже есть, пересказывает доводы Суркова один из слушателей. Он имел в виду «Единую Россию», понял его Барщевский.
«Я говорил, что государства много как непосредственного хозяйствующего субъекта, сейчас 2/3 ВВП контролируется госкомпаниями, — вспоминает Нечаев. — Оппоненты, в их числе Сурков, отмечали, что из-за несовершенства рынка должна быть высокая роль государства. Недостаточное развитие рынка предполагает активную роль государства-регулятора, а не хозяйствующего субъекта, чего не понимали — или делали вид, что не понимают, — [мои] оппоненты».
Сурков вспоминал роль президента США Франклина Рузвельта, но тот усиливал регулятивные функции государства, увеличивал госзаказ, но не создавал госкорпорации, недоумевает Нечаев.
Член правления РСПП Игорь Юргенс согласен со всеми тезисами Суркова, но отмечает, что тактически его высказывания были правильны, но во всех не хватает стратегии.
Он заметил бизнесменам, что те упрекают государство в рейдерстве и коррупции, но эти явления — порождения конца 1990-х гг., когда еще в арбитражном суде существовали тарифы, по которым рассматривались дела фирм, вспоминает анонимный участник встречи.
|