«В ближайшее время украинское правительство готовится подать судебный иск против «ЛУКОЙЛа». Скандал может выйти за рамки отношений Киева с отдельным российским инвестором и завершиться серьезными переменами в нефтехимической отрасли Украины в целом. Не исключено, что недавняя внезапная смена руководства «Укртатнефти» тоже укладывается в рамки этих перемен.
Конфликт между украинской властью и «ЛУКОЙЛом», длящийся с 2005 года, связан с условиями создания в 2000 году на базе крупнейшего нефтехимического комплекса «Ориана» (Ивано-Франковская область) совместного предприятия при участии Фонда госимущества (ФГИ) и дочерней структуры российской компании – «ЛУКОЙЛ-Нефтехим». Сейчас правительство и ФГИ требуют от российских соучредителей СП «Лукор» внести в уставной фонд предприятия более 100 млн. долл. и погасить кредиторскую задолженность, которая оценивается в 170 млн. евро.
В момент создания СП украинская сторона внесла в его уставной фонд имущественный комплекс обанкротившейся к тому времени «Орианы», а «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» – 107 акций, стоимость которых украинская Генпрокуратура позже оценила в 3 млн. долл. при необходимом размере взноса российской стороны в 111 млн. долл. Правда, российская компания обязалась обеспечить высокий уровень прибыльности СП, который позволил бы погасить долги по прежним кредитам украинского концерна.
Через пару лет российский соучредитель настоял на дополнительной эмиссии акций ЗАО «Лукор», расширив свою долю до контрольного пакета (более 72%). Соответственно расширились инвестобязательства: программа развития СП до 2007 года предполагала инвестиции «ЛУКОЙЛа» в размере 230 млн. евро. А два года тому назад гендиректор «Лукора» Сергей Чмыхалов пообещал до декабря 2007 года запустить на базе завода новое производство хлора и до 2009 года построить на Украине уникальный для СНГ завод по производству поливинилхлоридной смолы. «Выполняем обещания, данные Виктору Андреевичу Ющенко руководством «ЛУКОЙЛ-Нефтехима» во время встречи в декабре 2005 года, – пояснил директор. – В России такого завода нет и в ближайшие годы не будет. Наша задача – не только обеспечить рынок Украины, но и захватить рынок России, а также Польши, Венгрии. Их заводы, думаю, не выдержат конкуренции с нами».
Украинская власть долгое время не упоминала того факта, что в конце октября 2004 года, ровно накануне президентских выборов, ЗАО «Лукор» и еще одна дочерняя структура «ЛУКОЙЛа» – Lukoil Chemical B.V., создали новое предприятие «Карпатнефтехим». После этого, как утверждают эксперты, «Лукор» превратился в «фирму-пустышку».
ФГИ Украины сразу после смены власти заявил, что российский концерн с помощью манипуляций полностью перевел под свой контроль имущество «Орианы», фонд обратился по этому поводу в Генпрокуратуру. Однако летом сего года Верховный суд Украины признал, что уставной фонд ЗАО «Карпатнефтехим» был сформирован законно.
ФГИ не оставил попыток оспорить право собственности «ЛУКОЙЛа» на «Ориану». На днях украинское правительство получило от ФГИ письмо, в котором сказано, что СП «Лукор» вопреки взятым в 2000 году инвестобязательствам так и не погасило долг «Орианы» перед немецким банком, а также что «ЛУКОЙЛ» не внес в уставной фонд СП свою часть живыми деньгами. Правительство дало ход подготовке нового судебного иска. «Если мы выиграем дело, это позволит вернуть крупнейший нефтехимический комплекс в госсобственность», – пояснил «НГ» сотрудник ФГИ.
Эксперт украинского Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин отметил, что украинское законодательство предусматривает возвращение в госсобственность предприятий, инвесторы которых не выполнили свои обязательства. «Но срок действий инвестобязательств – пять лет», – подчеркнул эксперт. По его мнению, дело «Украина против «ЛУКОЙЛа» снова на долгие годы увязнет в судебных разбирательствах.
Источник «НГ» в украинском правительстве тоже не уверен в успехе «реприватизационной идеи». Он отметил, что наиболее вероятным сценарием развития событий станет уступка со стороны «ЛУКОЙЛа», который может вернуть Украине частичный контроль над перспективным объектом. Чиновник добавил, что несколько лет тому назад «Ориана» и созданные на ее базе производства рассматривались правительством как важное звено в системе так и не созданной Национальной вертикально-интегрированной нефтекомпании. Указ о ее создании подписал еще президент Леонид Кучма.
Основой вертикально-интегрированной компании, включающей все этапы от добычи нефти до ее переработки и производства нефтепродуктов, а также продукции нефтехимии, должна была стать «Укртатнефти».
Любопытно, что длящийся несколько лет конфликт между украинскими и татарстанскими акционерами последнего предприятия именно сейчас вновь обострился из-за силового захвата «Укртатнефти» и неожиданной смены менеджмента. Стремление правительства заставить экономических агентов отвечать за невыполнение инвестиционных обязательств для России не новость. Напомним, что дело ЮКОСа началось с расследования факта о том, что в 1994 году в Мурманске прошел инвестиционный конкурс по продаже 20-процентного пакета акций комбината «Апатит». Продажа была проведена с условием, что победитель вложит в реконструкцию завода 280 млн. долл. «Апатит» купила фирма «Волна», подконтрольная банку «Менатеп» Михаила Ходорковского. Инвестиционное условие она не выполнила.»
|