"Ты счетчик Гейгера с собой захватил, чтобы радиоактивность измерить?", "Надеюсь, ты чай здесь не пил?" - подобные фразы, произнесенные с серьезно-озабоченным видом, были самыми популярными остротами в кулуарах помпезного "Суриков-холла", где проходил XIX съезд ЛДПР. Определения "радиоактивный съезд", "радиоактивная партия" стали в этот день ходячими остротами в журналистской среде. Да что говорить о беспартийных СМИ, если на эту же скользкую тему шутили сами лидеры ЛДПР. Один из депутатов Госдумы в ответ на просьбу моей знакомой журналистки устроить ей интервью с Луговым вздохнул: "Я б на вашем месте не торопился. Вы еще девушка молодая, вам еще жить и жить..."
Хорошее настроение "жириновцев" было вполне объяснимо. Включение в "тройку" списка экс-офицера ФСО сопровождалось обнаружением в региональных группах нескольких кандидатов, чьи фамилии и должности внушали партийцам финансовый оптимизм. Любопытно, что национальный состав новых спонсоров ЛДПР, мягко выражаясь, противоречил главному предвыборному лозунгу партии - "Хорошо русским - хорошо всем", трансформированном из прежнего "Мы - за бедных, мы - за русских". В своем "политическом докладе" Жириновский даже неожиданно объявил, что он русский - "моего деда звали Павел Иванович Макаров, это я по мужу матери Жириновский". Автор этих строк - отнюдь не русский националист и потому рад, что на самом деле для ЛДПР деньги не имеют национальности. Судите сами.
Московскую группу возглавила Татьяна Дубровская - первый замгендиректора компании "Металлоинвест", принадлежащей одному из богатейших бизнесменов страны, владельцу "Газпроминвестхолдинга" Алишеру Усманову (18-е место в российском списке "Форбс", состояние - 5,6 млрд долларов). Второе место в этой же группе занимает бывший председатель правления Моснацбанка, экс-президент "Национальной информационной компании" Ашот Егиазарян.
Алтайскую региональную группу ЛДПР, возглавил московский предприниматель, глава группы компаний "Крисмар" Армен Шагинян.
Первое место в архангельской региональной группе занимает глава компании "Конверс-инвест" Денис Давитиашвили, главный ресурс которого - должность вице-губернатора области, занимаемая Александром Давитиашвили.
Одну из двух башкирских региональных групп возглавил московский бизнесмен, глава инвестиционно-строительной компании ИНТЭС Сурен Наджарян
Первое место в региональной группе по Республике Коми занимает лесопромышленный магнат Дамир Шадаев, чья супруга в марте с.г. стала депутатом Законодательного собрания Ленинградской области по списку ЛДПР.
Второе, проходное, место в ставропольской группе занял один из богатейших жителей края, владелец ряда предприятий Джамаладин Гасанов.
Наконец, региональную группу по ЯНАО и ХМАО возглавляет один из партнеров компании "Базовый элемент" Аркадий Саркисян.
Впрочем, недовольство "жириновцев" тем, что проходные места достаются не истинным партийцам, они держали при себе, позволяя его выразить разве что в кулуарах съезда. Идиллия единодушного голосования за список была нарушена лишь один раз. Делегат из Татарстана возмутилась присутствием в своей региональной группе некоего кандидата. Мастерство, с которым она преподнесла свое недовольство "вождю", сделало бы честь любому восточному визирю. Взяв микрофон, дама смело в лицо Жириновскому произнесла примерно следующее: "Я совершенно согласна с теми перечисленными вами качествами, которыми должен обладать кандидат в депутаты от ЛДПР. Но вы, Владимир Вольфович, забыли упомянуть еще об одном требовании - обязательной личной преданности вам (!). А этот человек таковой не обладает, поскольку публично критиковал вашу позицию". Ведь знала же, каким "компроматом" пронять вождя, который тут же дал гневное указание разобраться в этой кадровой ситуации..
КСТАТИ
"Большой театр" ЛДПР
Серия традиционных предвыборных встреч президента РФ с руководителями думских фракций (они же часто и лидеры соответствующих партий) совпала с первыми съездами участников политической гонки. Некоторые партсписки пополнились неожиданными героями. В первой тройке "Яблока" появился ветеран правозащитного движения Сергей Ковалев, ЛДПР проявила изобретательность, подключив к предвыборной гонке Андрея Лугового, а СПС пригласил в свои ряды литературоведа Мариэтту Чудакову. Сегодня в поле зрения "МН" не только партии- "тяжеловесы", но и менее заметные игроки, проявившие себя на этой неделе
Либерал-демократическая партия России провела предвыборный съезд в понедельник, 17 сентября. Но главная новость, связанная с ЛДПР, стала известна еще накануне - под номером два в первой тройке федерального партсписка на выборы пойдет Андрей Луговой, выступающий в России свидетелем по делу Александра Литвиненко. Еще одним героем "ударной" группы стал нынешний руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев, как известно, приходящийся господину Жириновскому сыном. Возглавил список, естественно, сам Владимир Вольфович. Всего в нем оказалось 395 кандидатов и 87 региональных групп. При этом Жириновский дал понять, что в случае локальных неудач кадровые перемены в руководстве на местах будут неизбежны.
На съезде Владимир Жириновский успел выступить с политической инициативой, предложив увеличить срок легислатуры президента, да и самих народных избранников, с четырех до пяти лет, а главу государства избирать на заседании Государственной думы. Вождь либерал-демократов был, как всегда, экспрессивен и потом честно признавался: "Это же большой театр, и нужно доставить зрителям удовольствие". Режиссер всего действа и исполнитель главной роли в одном лице не изменил традиционному сценарию и сначала преподал делегатам съезда урок истории - на этот раз о "всемирной гражданской войне". Из него следовало, что главным врагом России остается Великобритания, которая "вела собственное обогащение еще в те времена, когда Россия с трудом осваивала необитаемые земли". Владимир Жириновский рассказал и о "первой "оранжевой" революции в 1917-м" с заказчиками в Лондоне и Берлине. Для развития темы сидевший в президиуме Андрей Луговой оказался - наряду с картой мира - удачным демонстрационным пособием.
Сам "новорожденный" кандидат последовательно отказывался от содержательных комментариев и выступил только на итоговом брифинге, где вызывал не меньший интерес журналистов, чем бессменный лидер партии. Андрей Луговой рассказал, что вступить в ЛДПР его "заставила жизнь", хотя выбор был сделан "осмысленно" и "добровольно". По словам Лугового, десять месяцев "на острие политической борьбы" навели его на размышления о том, "что можно сделать с гражданином РФ, не будь он нормально защищен". Однако в Госдуму бизнесмен и бывший сотрудник спецслужб идет не за депутатской неприкосновенностью, поскольку "защищен Конституцией", а в России уголовных дел на него нет. Конечным аргументом в пользу ЛДПР стала давняя позиция партии, "отстаивающей интересы тех, кто в погонах".
Стараясь не отставать от партийного начальства, Андрей Луговой попытался сделать политическое заявление, хотя и довольно спорное. Отвечая на вопрос журналистов, он сообщил, что "любой гражданин России мечтает стать президентом". Правда, начальство тут же вмешалось в этот монолог, уточнив, что кандидата от ЛДПР на выборы-2008 определит следующий съезд.
Жириновский заверил собравшихся, что ему по поводу Лугового "никто из Кремля не звонил". Комментируя приобретение, председатель партии назвал вполне естественным вовлечение в политику "представителей нового среднего класса, который формируется сейчас в России". Андрей Луговой честно признался, что из депутатского кресла управлять бизнесом ему будет сложно, посему бразды правления перейдут "к семье, к партнерам". О предпринимательской деятельности господин Луговой распространяться не стал: "Бизнес любит тишину, и не хотелось бы привлекать к нему внимание".
Представляется, что в буквальном смысле скандальная известность нового партактивиста окажется удачным имиджевым ходом ЛДПР. По крайней мере теперь в ее рядах появляется хоть сколько-нибудь узнаваемый персонаж после Жириновского. И с точки зрения предвыборной технологии не слишком важно, какие коннотации могут возникнуть у избирателя при виде в бюллетене новой фамилии. К слову, лидер ЛДПР уверен, что Андрей Луговой известен исключительно со знаком плюс и принесет партии 2-3 процента голосов из запланированных 15-20-ти.
Кроме того, выдвижение Андрея Лугового в новый парламент выходит за рамки собственно думской кампании. По сути, оно является демонстративной репликой с российской стороны в прениях между официальным Лондоном, требующим выдачи Лугового, и Москвой. Другое дело, что тональность и содержание этого "диалога" вряд ли изменятся.
|