«Ну, что, бл..ди, спи…ли?..»
Ровно десять лет назад стартовало широко разрекламированное «возрождение ЧТЗ». Юбилей славного почина отмечен началом громкого, и, похоже, опять коррупционного скандала в регионе. Выясняется, что легендарное предприятие ликвидировано, а его собственность присвоена группой лиц из окружения конкурсного управляющего. При этом оказались «швырнуты» на миллионы долларов десятки компаний-партнеров ЧТЗ. Не без содействия, как политкорректно говорят в таких случаях, «отдельных высокопоставленных чиновников».
Собственно, для чего именно затевался «процесс возрождения ЧТЗ» ни у кого из мало-мальски осведомленных людей не было ни малейшего сомнения уже тогда, в 1997-м.
Кто «рулил» процессом? Хорошо помню, как бывшего секретаря парткома, а затем - конкурсного управляющего ЧТЗ Платонова едва ли не за ручку привел тогда на предприятие первый вице-губернатор Уткин (именно его, вместе с Головлевым и Юревичем Андрей Косилов назовет потом «бермудским треугольником для Челябинской области»). Отлично известно, какие интересы имел (и имеет) на заводе знаменитый чиновник-коммерсант (хотя скорее - наоборот), тогдашний глава областного финуправления Сербинов. Он весьма удачно «вложился» в свое время в губернаторскую кампанию Петра Сумина, а потом долгие годы «отбивал» областной бюджет через свой «Снежинский» (тогдашние векселя «Снежинского» - какая тема!). На пустеющие с каждым годом производственные площадки ЧТЗ вывел оставшиеся в живых мощности «Строммашины» (это где теперь торговый центр «Горки») депутат Валерий Панов
(«возрождение УралАЗа» шло параллельно «возрождению ЧТЗ»). А сколько еще менее известных или вовсе безвестных, но алчных вертелось и вертится все эти десять лет вокруг бывшей «легенды» Южного Урала?...
Эти пираньи оставили от «легенды» рожки да ножки. Падение производства по сравнению с советскими временами было десятикратным.
Зато сколько раз за эти годы нам с помпой объявляли, что вот-вот подпишут некий глобальный контракт и «уже с августа следующего года» на ЧТЗ будут выпускаться «Камацу» или «Каттерпиллеры»? Или о том, что сам «Газпром» готов хоть завтра перейти на поставки уральской техники с ЧТЗ?..
Туфта все это и было ею изначально. Потому что, во-первых, контракты (и контакты) такого уровня не по плечу Платоновым и Мингазовым. А Сербиновым и Уткиным они не нужны были вовсе: не для того предприятие «брали» у Кичеджи, чтобы тут все какие-то япошки контролировали. Речь про «финансовые потоки» само собой, про что же еще. Газпромовцев тут вообще в кошмарном сне видали. Не то, что делиться пришлось бы - вообще все забрали бы и не спросили, как звали. Правда, завод остался бы настоящим ЧТЗ, но это ведь малоинтересные детали. Зато так - сам себе барин! И, главное, как все патриотично получилось - не отдали ведь никому красу и гордость нашу - ЧТЗ! Сами съели.
Стоимость имущественного комплекса - 3 миллиарда. Долгов - примерно два. Выплатили 400 миллионов. Разницу чувствуете? Вот это и съели. 100 миллионов долларов. Какие там японцы, я вас умоляю.
Не касаюсь тут технологий и конкретных нюансов вывода собственности. Надо будет - коснусь. Они, впрочем, просты. Как из государственного ЧТЗ делают частный «ЧТЗ-Уралтрак», контролируемый Платоновым со товарищи, всем известно. Вернее, многим. Спросите тогдашнего прокурора, а ныне депутата Брагина - он давал санкцию на выдавливание при помощи автоматчиков и «маски-шоу» с предприятия команды Василия Кичеджи. Спросите так: «Анатолий Иванович, разве вам неведомо, что активы завода растащены, а кредиторы - кинуты?.. И неведомо было тогда для чего - и, главное, для кого? - затевалась вся эта канитель?..» Офицер и депутат, он должен покраснеть.
Хотя, чего это я…Помню, именно он говорил примерно тогда же в СМИ, что некий г-н Гартунг - едва ли не отец челябинского криминалитета, затем посылал (и ему тоже) «маски-шоу» - и даже пустил версию о том, что Валерий Карлович съел (!) во время обыска вещдок - фото своего партнера, якобы разыскиваемого Интерполом. Карлович, как истинный ариец, потребовал тогда сатисфакции. Прокурорская ложь была столь очевидной и вопиющей, что даже тогда, в 1997 году, когда Сумин и его команда, только-только пришедшие к власти были небывало сильны и плевали на все и на всех с пятого этажа (спросите Косилова, не даст соврать), суд (!) обязал прокурора (!) опровергнуть свою ахинею и извиниться перед Гартунгом. Прокурор спрятался тогда за спиной журналиста, опубликовавшего в «Вечерке» интервью с ним. Журналиста звали Олег Грачев. Спросите у него, вице-мэр всегда был честным профессионалом.
Беспредел творился необычайный. Уткину и К сильно хотелось поскорее начать «возрождать» ЧТЗ. Хорошо помню, как Василий Кичеджи, человек не робкого десятка, опасаясь реальных и открытых угроз убийства, покинул завод еще до того, как все решилось официальным путем.
Спросите меня - а является ли Кичеджи ангелом во плоти или французским просветителем? Чего это он на ЧТЗ делал - детские утренники проводил или прибыли для себя зарабатывал? И не его ли личная вина в том, что все так произошло?
Хорошо знаю этого человека и потому скажу - не Дидро. Но настоящий мужик и предприниматель от Бога. Он тогда собрал все, что имел, и что имели его друзья - и вложил до копейки в покупку бумаг завода. И собрался по - настоящему сделать из него современный, эффективный и высокодоходный бизнес. Это было абсолютно реально - и в интересах большинства. Почему то, что сделали в Чебоксарах - сильный тракторный холдинг - не смогли сделать у нас? Не надо было?
Впрочем, погодите. Есть тут интересный нюанс. На днях, 15 сентября, «Челябинский рабочий» устами пресс-секретаря ЧТЗ сообщил: завод растет и ширится, ЧТЗ приступает к производству техники на площадке «Омсктрансмаша», фактически создавая на базе этого банкрота свое дочернее общество. Статья изобилует пафосными выражениями типа «ЧТЗ вырос из коротких штанишек» (?), «активность тракторного гиганта в Челябинске может удивить неискушеннх наблюдателей», завод «идет по пути проторенному известными в мире компаниями», создавая «Группу компаний ЧТЗ». ЧТЗ здесь сравнивают даже с «Фордом», купившем «Вольво».
Ребята, у вас все так хорошо, вы заводы скупаете, вы - наш «Форд».Мы так рады за вас. Бабки-то отдайте, которые людям десять лет как должны. «Челябэнерго» вот, например, свои 250 миллионов хочет. И еще много таких, да и помельче есть.
Не отдают. Говорят: ОАО ЧТЗ уже нет на белом свете, а мы ему не правопреемники. Спрашивайте с покойника. Ну, как это назвать, если не аферой?..
Нет, не «Форд». Явно не «Форд». Да и не будет «Фордом» никогда.
А почему так все пошло? Да потому же, почему Кичеджи не дали довести тогда практически готовый контракт с «Газпромом». Мотив власти до боли простой: а мы - то что с этого поимеем?..
В этом месте на сцене ВСЕГДА появляются автоматчики. На даче Кичеджи их было 18 против трех женщин. Автоматчики победили.
Конечно, дело это было сначала корыстно-коррупционое, а затем, как всегда - политическое. Когда Сумин сказал Кичеджи: ты, парень, выбирай - Госдума или ЧТЗ, парень, от души выразился в том плане, дескать, а ты кто такой, чтобы мне условия ставить?.. И мандат возьму, и с заводом останусь. Это было не политкорректно. Остался и без завода и без мандата. Нынче, пройдя хорошую политическую школу московского полпредства, так бы, уверен, не ответил. Был бы и с заводом и с мандатом. Поглядите на нынешний состав Думы. Хотя, по большому счету, неизвестно, лучше ли это было бы.
Есть в истории этого краткого, но бурного промежутка времени, который наблюдал своими глазами - и очень вблизи, момент, который не оставляет ощущения безнадеги.
В те же дни 1997 года у другого несговорчивого парня, Валерия Гартунга, ровно таким же образом отнимали ЧКПЗ. И точно также он пошел в Госдуму. Гартунг и Кичеджи шли на довыборы по округам, которые освободили Уткин и Сумин. Оба победили. Но тут избиркомы (и там, и там!) вдруг напряглись, как следует все пересчитали и выявили, что на участки, оказывается, пришло на 1-1,5% избирателей меньше, чем нужно для явки!
«Неправильные» итоги, понятно, отменили и назначили новое голосование. Помню, как матерился тогда обычно сдержанный Виктор Христенко, президентский полпред в области. Он-то хорошо знал, как «делаются» или убираются в избиркомах эти проценты. И даже весьма резко высказался по этому поводу в «Челябке». Сам релиз писал.
Перед переголосованием по «своему» Кыштымскому округу проехал губернатор со свитой. Народу объяснили на пальцах - кто хороший, а кто совсем наоборот. Кичеджи в результате пришел к финишу вторым. Гартунг победил: на него губернаторов не хватило. Но многие увидели тогда - можно ведь!...Даже если не лизать чиновникам все и всюду, даже если послать их иногда - можно жить, солнце не гаснет, женщины не перестают рожать, заводы - работать.
Думается, именно тогда политическая история области начала менять свое русло, свой вектор. Потом ведь был еще бедный Аристов, которым власти пытались выбить «зарвавшегося» Гартунга. Но вышло себе еще дороже. И тогда многие окончательно уверовали - можно!
И ЧТЗ ко всему этому имеет самое прямое отношение. Значит, не зря все-таки, может это - жертва?
Если чему и жертва, то лишь бездарной алчности и глупости, не видящей за сегодняшней трешкой завтрашнего миллиона. Все могло - и должно было быть иначе именно тогда. А сегодня все будто вдруг проснулись. Через десять (!) лет в суды посыпались иски от оскорбленных жертв Платонова вроде «Челябэнерго». Почему это он не вернул им 258 миллионов! Ага, не понимают. Глупенькие такие.
Мне кажется, все объясняется просто: до многих дошло, что Сумин нынче не тот. Прикрывать никого больше не будет: не может и не хочет. Примеры Тимашова и Бочкарева (Царствие Небесное!) тоже вдохновили. Вот и кинулись. Лично я Платонову и компании теперь не завидую. Хотя как сказать - бывал в Лондоне, весьма располагающий к удобной жизни город, для тех у кого есть пара-тройка честно заработанных миллионов долларов.
Все действительно предельно просто. Гениальный банкир и большой любитель крепких русских выражений, Виктор Геращенко, недавно выразил суть подобных сложных комбинаций и пафосных «возрождений» в эфире «Эха Москвы» (касательно «Юкоса») одной фразой, которую Венедиктов даже не стал «запикивать». Мы привели ее в заголовке материала.
Цитата в тему:
«…На банкротство ЧТЗ Платонову понадобилось восемь лет. По официальным данным Арбитражного суда Челябинской области конкурсное производство на предприятии было завершено только в октябре 2006 года. К этому времени команда Платонова на базе ЧТЗ создала новое ООО «ЧТЗ-Уралтрак», доли в котором получили ФГУП «Уралвагонзавод», Уральский бронетанковый холдинг и ряд дочерних предприятий «ЧТЗ-Уралтрака». Пакеты всех учредителей не превышают 20% долей, но, по некоторой информации, общая доля «дочек» предприятия составляет контрольный пакет. Его, по неофициальным данным, контролирует менеджмент «ЧТЗ-Уралтрака» во главе с гендиректором Валерием Платоновым.
Но мало того. В марте прошлого года было объявлено, что создано еще одно ООО - «Технопарк «Тракторозаводский», в которое переданы все основные фонды «ЧТЗ-Уралтрака»: здания, сооружения, оборудование, инженерные коммуникации и железнодорожные пути.
В общем, схема банкротства и вывода активов - классическая. И вот теперь Платонову и его команде прилетел «привет» из прошлого - иск от одного из кредиторов ЧТЗ - компании «Челябэнерго». Дело в том, что это предприятие входило в перечень кредиторов пятой очереди, с которыми (как и с кредиторами четвертой очереди) так и не расплатились….
В ОАО «Челябэнерго» не намерены опускать руки. В ближайшее время юристы компании направят кассационную жалобу в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа, в котором компания продолжит отстаивать свою правоту. По мнению наблюдателей, примером «Челябэнерго» воспользуются и другие кредиторы ЧТЗ, которые были обмануты командой Платонова»
|