Представитель МВД, таким образом, официально подтвердил информацию, которая уже около двух недель не является секретом для казахстанских СМИ, сообщавших о возбуждении уголовного дела против 53-летнего генерала Мусаева, возглавлявшего ранее не только КНБ, но и Службу охраны президента (СОП) Казахстана. Назарбаев назначил его своим помощником еще в середине 90-х годов. Почему о деле Мусаева было объявлено только сейчас, можно только догадываться. Возможно, в Астане не хотели раскручивать новый скандал накануне парламентских выборов 18 августа.
Роль Альнура Мусаева в современной истории Казахстана трудно переоценить. Именно ему принадлежит «честь» быть первопроходцем в кампании по дискредитации экс-премьера страны Акежана Кажегельдина, начавшейся десять лет назад. В 1997 году назначенный в первый раз главой КНБ Мусаев заявил в парламенте, что премьер-министр Кажегельдин имеет крупные капиталы в западных банках и недвижимость за границей. Спустя два года эти обвинения обернулись конфузом, когда казахстанские власти попыталось скомпрометировать Кажегельдина, возглавившего к тому моменту оппозицию и заявившего о своей готовности участвовать в президентских выборах. Попытка официальной Астаны найти через Интерпол недвижимость экс-премьера за рубежом ничего не дала. Вместо этого поиски обнаружили наличие секретных счетов в швейцарских банках, принадлежащих казахстанскому руководству. Так Альнур Мусаев оказался одним из творцов «казахгейта» -- чрезвычайно неприятного Астане коррупционного скандала, уже несколько лет расследуемого американским судом.
С Рахатом Алиевым, а теперь, как выясняется, и его подельником в похищении (а в Казахстане никто уже не сомневается, что и в убийстве) сотрудников Нурбанка Альнура Мусаева связывают годы совместной работы в КНБ. Зять Назарбаева был назначен первым заместителем председателя комитета нацбезопасности и одновременно шефом КНБ по Алма-Ате и Алма-Атинской области. Именно ко времени их совместной с Мусаевым деятельности относится политический кризис, охвативший казахстанскую элиту в ноябре 2001 года, когда против приобретавшего все большую власть Рахата Алиева и возглавляемой им группировки выступили так называемая группа «младоказахов» во главе с акимом (губернатором) Павлодарской области Галымжаном Жакияновым и экс-министром энергетики Мухтаром Аблязовым. «Бунтовщики» провозгласили создание «Демократического выбора Казахстана», а затем были осуждены на семь и шесть лет лишения свободы соответственно. Это столкновение могло плохо закончиться и для назарбаевского зятя, но ему удалось тогда разжалобить президента, и тот сначала перевел Рахата Алиева в заместители начальника своей охраны, а затем и вовсе отправил его в дипломатическую ссылку в Вену.
В конце прошлой недели казахстанская газета «Время», принадлежащая концерну «Казахмыс» («Казахмедь»), конкуренту теперь уже бывшей финансово-промышленной группировки Рахата Алиева, опубликовала (с факсимиле) весьма примечательный документ. Это так называемая клятва бывшего зятя президента, данная своему тестю (орфография и стиль подлинника сохранены).
«Дорогой Нурсултан Абишевич!
Я, Алиев Рахат Мухтарович, хочу искренне заверить Вас, что чту Вас как своего второго отца, благодарен Вам за Все что Вы сделали для меня дали возможность быть рядом с Вами, сделали меня богатым человеком, с Ваших рук получил генеральские погоны и др.
Считаю своим долгом собственноручно написать это письмо о том что полностью нахожусь в Вашей власти, я отдал свою судьбу в Ваши руки, был с Вами и останусь до последней капли крови своей у Ваших ног, как я Вам говорил, что у самураев есть только один хозяин! Готов совершить поступок ради Вас и страны, хотя сознаюсь на душе было у меня нелегко в ноябрьские дни (очевидно, речь идет о событиях 2001 года. -- А.Д.), но сейчас я переболел, все прошло. Все что не делается к лучшему. Вместе с тем хочу заверить Вас что готов в случае необходимости бороться с оппозицией и деструктивными силами, особенно с "арамом" (с казахского это можно перевести как "нечистый", "поганый". -- А.Д.) Кажегельдиным и их прихвастями.
Всегда был, есть и буду членом Вашей семьи, членом Вашей команды, ни при каких условиях даже ценой смерти не выдам ставшую мне известной государственной тайны и других секретов. Пусть покарает меня Всевышний, и будет мне презрение родственников и близких друзей, если я не выполню эту клятву.
Никогда Вам не будет со стороны Вашей семьи предательства, до конца жизни буду чтить Ваше имя и Ваши дела на благо нашей страны. Долгих Вам лет жизни.
Всегда Ваш Р. Алиев, 08.04.2002 год, Алматы».
Любопытно, что ни с его стороны, ни со стороны администрации президента опровержения этой публикации не последовало. Интересно, что за полгода до "клятвы" Рахата Алиева, в ноябре 2001 года, то есть в разгар противостояния между самим Алиевым и «младоказахами», подобную клятву верности президент хотел получить от Мухтара Аблязова. Рассказывая об этом в своих воспоминаниях, экс-министр утверждает, что писать продиктованный ему текст он отказался. Давал ли какие-либо клятвы и разыскиваемый ныне бывший "главный охранник" генерал Мусаев, сказать трудно.
|