En+ Group Ltd., входящая в «Базовый элемент», достигла договоренности о продаже за 297 млн долларов принадлежащего ей крупнейшего российского производителя алюминиевой тары, компании «Ростар», британской корпорации Rexam. Если сделка состоится, то практически весь российский баночный рынок перейдет под контроль иностранной фирмы.
Из трех находящихся в России заводов, выпускающих алюминиевую тару, два принадлежат компании «Ростар». Предприятие «Ростар-Всеволожск» в Ленинградской области производит 1,7 млн банок в год, а годовая производительность находящегося в Подмосковье «Ростар-Дмитров» — 1,3 млн банок. Совокупная доля «Ростар» на российском рынке алюминиевой тары составляет около 50%, а объем продаж оценивается более чем в 200 млн долларов.
Rexam – второй по величине игрок на этом рынке, его доля составляет около 40%. Британской корпорации, которая является одним из крупнейших в мире производителей упаковочных материалов, в том числе алюминиевых банок для напитков, принадлежит завод в подмосковном Наро-Фоминске. Кроме того, в апреле этого года российское подразделение Rexam — компания «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» — начало строительство завода по производству алюминиевых банок в поселке Ишалино Аргаяшского района Челябинской области. Предприятие производительностью 800 млн банок в год, в строительство которого будет вложено более 70 млн долларов, планируется ввести в строй в начале 2008 года.
По расчетам участников сделки, она должна быть завершена к концу текущего года. Для этого им будет необходимо получить разрешение Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Пока в этом ведомстве воздерживаются от комментариев, поскольку еще не получили соответствующие документы. Тем не менее некоторые аналитики отмечают, что у ФАС может вызвать подозрение сосредоточение в одних руках почти 90% российского баночного бизнеса.
Впрочем, как сообщил «Эксперту Online» представитель «Базового элемента», в компании надеются на положительное решение ФАС, поскольку в данном случае такие сомнения вряд ли обоснованны. Как заявили в «Базэле», конечный потребитель, интересы которого в конечном счете и обязана защищать ФАС, никак не пострадает, если сделка будет осуществлена. В любом случае у него остается выбор между алюминиевой, пластиковой или стеклянной упаковкой, то есть ни о каком монополизме речь не идет.
О том, что российская алюминиевая компания рассматривает возможность продажи своего баночного бизнеса, стало известно в ноябре 2005 года. «Сейчас мы оцениваем, должны ли мы продолжать развивать этот бизнес либо продать его стратегическому инвестору с большим финансовым результатом для компании. Сейчас компании предстоит решить, будет ли она строить заводы по производству алюминиевой банки в Европе и других регионах либо реализует два существующих завода — в Дмитрове и Всеволожске», — заявил тогда директор по стратегическому развитию компании Павел Ульянов.
Симптоматично, что это заявление Ульянов сделал всего через несколько месяцев после того, как «Русал» заключил соглашение с администрацией Новосибирской области о строительстве еще одного баночного завода. Тем не менее руководство алюминиевого гиганта приняло решение сфокусироваться на развитии сырьевого производства и постепенно отказаться от перерабатывающих мощностей. Так, в частности, впоследствии «Русал» продал Alcoa два предприятия — Самарский металлургический завод и Белокалитвенское металлургическое производственное объединение.
Как пояснил «Эксперту Online» представитель «Базэла», стратегия компании направлена на партнерство с одним-двумя крупными клиентами, а баночный бизнес подразумевает наличие большого количества заказчиков. Кроме того, хотя он и приносит прибыль, но по своим размерам она не сопоставима с доходами от основного бизнеса. Как считают отраслевые аналитики, алюминиевый концерн и в дальнейшем будет делать упор на производство первичного алюминия, не вкладываясь в дальнейший передел. Ведь основной бизнес в настоящее время вполне выгоден и успешен. А вкладывать деньги в непрофильные проекты в нынешних условиях нет никакого смысла.
|