Хлеб, как говорится, всему голова. Лучше всех в государстве это понимает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Ведь пшеница – это не только пища, но и спирт, и вообще отличная возможность заработать, получая прибыль самыми разнообразными способами.
Все перемелется!
Способ первый и в столице очень популярный – завоевать место под солнцем. До недавнего времени в Москве было 30 крупных хлебозаводов. Но неожиданно чиновникам Минсельхоза, похоже, вдохновленным своим начальником (чиновники, как известно, сами инициативу проявляют редко), показалось, что куда лучше, чтобы производство булок и батонов обогащало средних и мелких предпринимателей. Раз – и количество мегапекарен снизилось вполовину, остальные вывели из центра столицы на окраины, а то и за МКАД. На освободившиеся «хлебные места» были объявлены тендеры под застройку. Однако в итоге «оригинальная задумка» про хлебозаводы коснулась и простых жителей, в чьем рационе есть хлеб. Дело в том, что на крупных предприятиях контроль качества муки и прочих составляющих отлажен и строг. На мелких следить за всем этим хлопотно, да и контролировать их нелегко.
Цены для друзей
Способ второй – экспортный. Года четыре-пять назад отношения с Украиной у нас были еще совсем не оранжевые, торговля зерном шла вовсю. У «незалэжной» всегда находились излишки, которые можно было продать в Европу, а то и в Штаты, благо цены на мировом рынке были высоки. Как говорится, хорошая прибавка к зарплате.
Но в 2003 году урожай не задался, и Украина обратилась к братской России с просьбой о помощи. Министр Гордеев немедленно откликнулся: Минсельхоз договорился с компанией «Укррезерв» о том, что Украина получит зерно как товарный кредит. Это событие тогда активно освещалось российскими СМИ. Расплачиваться по кредиту Украине пришлось бы лишь из урожая следующего года под «очень смешной», как говорится, процент. Но тут в дело вмешался президент России и строго-настрого наказал министру провести сделку так, чтобы она была выгодна не только украинцам. Алексей Гордеев согласился, и... его ведомство решило продавать хлеб братьям-славянам даже ниже себестоимости – из расчета 110 долларов за тонну. Даже на самой Украине цена на зерно была выше – фермеры получали примерно на 25% больше, а в Европе в тот год стоимость тонны зерна и вовсе дважды превышала «братскую». И – о, чудо! – Виктор Янукович, бывший тогда украинским премьером, упомянул, что излишки зерна в стране составят больше двух миллионов тонн. Которые соответственно пойдут на экспорт. В общем, отдельно спасибо министру сельского хозяйства богатой и доброй России.
Про «дружеские» цены министр вообще знает много. Например, есть у него любимое охотхозяйство в Калужской области – «Озерное». Время от времени он наведывается туда – и один, и с друзьями. Например, с экс-премьером (то есть бывшим непосредственным начальником) Михаилом Касьяновым. А чтобы охотхозяйство продолжало процветать, министр помогает ему, чем может. Например, как писала в свое время «Московская правда», «в конце 90-х годов «Озерному» продали рожь – по 312 рублей за тонну. Обычные покупатели в те времена платили по 700–800 рублей за то же количество ржи».
Как грамотно развести спирт
И, наконец, способ третий – «водочно-правовой», скажем так. В 2001 году при Минсельхозе было создано федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт» – блюсти права наших брендов, а заодно и получать прибыль за использование производителями ряда знаковых отечественных марок. Возглавил ведомство бывший заместитель Гордеева Владимир Логинов.
Допустим, выпускаете вы водку «Столичная» или «Московская» по соответствующей рецептуре. Возможно, даже вкладываетесь в рекламу и прочие маркетинговые необходимости. И вдруг приходит чиновник из ФКП и через суд доказывает, что вы незаконно пользовались маркой! Отсудив у производителя этикетку, «Союзплодоимпорт» предлагает производство продолжить, но уже выплачивая ФКП небольшую долю. Эта история коснулась не только водок, но и плавленых сырков «Янтарь» и «Дружба» (кто бы мог подумать, что это стратегический продукт!), «Советского шампанского», «Московского» коньяка. Однако вся эта бурная деятельность экс-зама нынешнего министра упирается в бухгалтерию. Точнее, в аудит Счетной палаты РФ.
В декабре прошлого года, к примеру, СП РФ на своей коллегии подвергла жесткой критике работу ФКП «Союзплодоимпорт» в связи с сокращением объемов производства алкогольной продукции под принадлежащими ФКП товарными знаками. А в январе с.г. МЭРТ, как сообщала «РБКdaily», подготовило документ, согласно которому за четыре года управления ФКП «Союзплодоимпорт» объем капитализации марок снизился с 900 до 250 млн. долл., а объем акцизов, не поступивших в бюджет в связи с резким снижением продаж (с 4 млн. до 200 тыс. долл.), составил всего 350 млн. долл. При этом, отмечают в МЭРТе, ФКП проиграло 13 из 16 ключевых процессов за рубежом, направленных на восстановление прав России на свои торговые марки!
Казалось бы, давно б уж министру Гордееву заметить, что государственные денежки тратятся впустую, да заменить Логинова. Однако что-то ему мешает. Интересно, что?
Собственно, и то, почему Логинов получил этот пост, – большая загадка. Ведь будучи замом Гордеева, то есть чиновником и на немаленькой должности, он занимался и бизнесом. Что, как известно, с уже давних пор незаконно. И не по-мелкому занимался – владел половиной компании «Русский сахар». Лишь в августе 2005 года Логинов перевел акции на некоего Григория Поляка. Новому акционеру как раз стукнул 71 год, но самое главное, он – отец Владимира Логинова. А от доли в «Русском сахаре» чиновник решил избавиться, похоже, лишь потому, что у «смежных» компаний возникли проблемы с экологией в Краснодарском крае…
Впрочем, все эти подробности не пугают «сельского» министра. Может быть, пока?
|