Российская нефть больше не потечет в Литву. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что аварийный участок нефтепровода “Дружба”, через который раньше сырье поступало в Прибалтику, восстанавливаться не будет. Это станет болезненным, но не смертельным ударом для литовского нефтяного комплекса и обострит отношения с Евросоюзом.
Поставки нефти в Литву по “Дружбе” прекратились около года назад, когда на одном из его участков в Брянской области из-за прорыва трубы произошел разлив нефти. Дыру оперативно залатали, но Росприроднадзор предписал “Транснефти” снизить давление в трубе. В результате объем прокачки уменьшился на 12 млн т в год — ровно столько ранее получала Литва. Оставшиеся 19 млн т полностью забирает Белоруссия, которая по маршруту ближе от России.
После аварии нефть на литовский НПЗ Mazeikiu nafta стали поставлять танкерами из Приморска через литовский терминал Бутинге.
В апреле этого года Ростехнадзор завершил обследование двух аварийных ниток “Дружбы”: Унеча — Полоцк — 1 и Унеча — Полоцк — 2. Проверяющие выявили около 8000 дефектов, в том числе такие, для устранения которых трубы надо менять практически полностью на всем их протяжении. “Транснефть” тогда пообещала отремонтировать трубу.
Вчера Христенко на конференции в Париже заявил, что не считает целесообразным восстанавливать поставки нефти в Литву по трубе. По его словам, вопрос стоит так: перекладывать всю трассу либо продолжать поставлять нефть в Литву морем. “Максимум от такой ситуации [поставки нефти через порт] — это потеря $1-2 в бизнесе каких-то компаний, которых я не знаю. Это не имеет никакого отношения к проблеме энергобезопасности”, — цитирует министра “Прайм-ТАСС”.
Первый квартал 2007 г. Mazeikiu nafta завершил с чистым убытком в $39,09 млн, заявил на днях литовской газете Lietuvos rytas Петр Ковнацкий, председатель правления польской PKN Orlen, в конце 2006 г. купившей литовский концерн за $2,344 млрд у ЮКОСа и правительства Литвы. По словам Ковнацкого, во II квартале компанию также ожидает отрицательный результат, но к концу года Mazeikiu nafta может выйти на прибыль.
Заявление Христенко не стало для Mazeikiu nafta неожиданностью, поскольку “подобные сигналы уже были” и вся работа предприятия строится с учетом этого обстоятельства, говорит пресс-секретарь компании Миндаугас Вольдемарас. Он признал, что поставки нефти морем обходятся дороже, но не сказал насколько. С представителями PKN Orlen связаться вчера не удалось.
Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев не слышал о том, что поставки в Литву возобновляться не будут, он сказал “Ведомостям”, что компания сейчас работает над устранением выявленных дефектов трубы. “Но если правительство даст такую команду, мы ее выполним”, — говорит он.
“Христенко правильно подсчитал, — замечает аналитик Альфа-банка Андрей Федоров, — транспортные расходы при доставке нефти в Литву морем примерно на $2 на баррель выше, чем по трубе”. На российских нефтекомпаниях, полагает он, отсутствие литовского направления “Дружбы” никак не скажется, поскольку они уже давно потеряли возможность зарабатывать на переработке своей нефти в Мажейкяе.
--------------------------------------------------------------------------------
ЭКОНОМИКА ИЛИ ПОЛИТИКА
Литва объясняет прекращение поставок нефти по трубопроводу на Mazeikiu nafta политическими целями — Россия стремилась наказать Вильнюс за продажу НПЗ польской, а не российской компании. Президент Литвы Валдас Адамкус 13 мая пригрозил наложить вето на переговоры между Россией и ЕС по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве, если поставки не возобновятся. После заявления Христенко вероятность вето резко возрастает, считает Катинка Бариш из лондонского Центра европейской реформы. Своими действиями Россия показала, что не заинтересована в новом соглашении, говорит Александр Рар из германского Совета по внешней политике.
|