Финансируемых государством проектов становится все больше, а претенденты на госсредства — все более гигантские. На следующей неделе участники конференции “Мегапроекты Востока России” подпишут обращение к правительствам России, США и Канады о поддержке строительства тоннеля под Беринговым проливом. Если он окупится, то через 30 лет, а обойдется в $65 млрд. -------------------------------------------------------------------------------- Тоннель под Беринговым проливом французский инженер Лойк де Лобель предложил построить российскому правительству еще в 1905 г. Тогда дело не задалось, теперь же экономическим обоснованием проекта занялся Совет по изучению производительных сил (СОПС) при Минэкономразвития и Российской академии наук. Участники организованной им конференции — чиновники Минэкономразвития, Минтранса, представители РЖД и “ГидроОГК” — могут предложить правительствам подписать межгосударственное соглашение об изучении и реализации проекта.
Трансконтинентальная магистраль Евразия — Америка длиной 6000 км на российской территории будет состоять из трех железнодорожных веток — от Беркакита в Якутии до Якутска, дальше до Магадана и до Уэлена на Чукотке. Материки соединит железнодорожный тоннель в 100-110 км, строительство его займет 15-20 лет. Срок окупаемости, по оценке СОПС, составит 30 лет с момента выхода на проектный грузопоток в 70 млн т в год. Это уровень, сопоставимый с грузооборотом Панамского и Суэцкого каналов. Общий объем инвестиций оценивается в $65 млрд.
Дорога откроет доступ к гидроэнергоресурсам Дальнего Востока и северо-запада США, что позволит построить ЛЭПы и кабельный переход через пролив, объединив энергосистемы двух стран. По этому коридору будет провозиться 3% мировых грузов. Ежегодный прирост мирового ВВП составит 0,3%, а товарооборота — $300-350 млрд, рассчитывает зампред СОПС Виктор Разбегин.
Пока непонятно, в какой пропорции правительства разных стран могут вложиться в этот проект. Неизвестно, какую его часть профинансирует государство. Тоннель может быть сдан в концессию, считает замруководителя РосОЭЗ Максим Быстров. Пока чиновники размышляют, кто профинансирует подготовку проекта и сметы, говорит Быстров. Минтранс поддерживает идею, но детально проект пока не изучал, говорит представитель министерства Тимур Хикматов.
Строить такой коридор в ближайшее время в полном виде никто не будет, уверен директор Института региональной политики Булат Столяров. Нынешние инвестпроекты, реализуемые при поддержке государства, предполагают, что инфраструктура строится вокруг 10-15 промышленных объектов. В данном случае нет достаточного количества бизнес-интересов на краткосрочную перспективу, рассуждает Столяров. Гендиректор UPS RUS Иван Шацких сообщение о том, что через Берингов пролив будет провозиться столько же грузов, сколько через Суэцкий канал, воспринял как первоапрельскую шутку.
--------------------------------------------------------------------------------
ПЕЧАЛЬНЫЙ АНАЛОГ
В 1994 г. был открыт тоннель под Ла-Маншем. Он тянется от Дувра (Британия) до Кале во Франции, был построен за 22 года и стоил около 10 млрд фунтов стерлингов, в шесть раз больше первоначальных ожиданий. В 2006 г. кредиторы договорились обменять часть долга (3,4 млрд фунтов из 6,2 млрд) Eurotunnel, оператора тоннеля, на 87% акций Eurotunnel. Но план пока не начал реализовываться.
|