Три неудачных пуска ракеты "Булава" с подводной лодки вполне укладываются в пределы нормы. Такую оценку выдал вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов, выступая недавно на "правительственном часе" в Госдуме.
- Если бы мы приняли на вооружение эту ракету и были бы сбои, вот это - кошмар. Но мы ее еще не приняли, - успокоил депутатов министр.
Его ссылка на испытательный характер пусков - конечно, аргумент. Однако случившиеся фактически подряд неудачи обнажили не столько отдельные конструкторские недоработки, сколько просчеты в реализации всего замысла по созданию действительно уникальной системы оружия.
Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 ("Булава-30") предназначена для вооружения подводных лодок. Ее стартовая масса достигает 30 тонн, а дальность пуска - около 8 тыс. км. Предполагается, что ракету будут оснащать разделяющейся головной частью с боеголовками индивидуального наведения. До 10 штук. Утверждается, что каждая из них, обладая собственной системой маневрирования, сможет без проблем преодолевать и современные, и перспективные системы противоракетной обороны. Как точно подметил Владимир Путин, для такой ракеты "что есть система ПРО, что ее нет - значения не имеет".
И вот это "высочайше одобренное" оружие нового типа дало 7 сентября 2006 года осечку во время испытательного пуска: через минуту после старта "Булава" отклонилась от заданной траектории и упала в Белое море. Специальная комиссия установила причину - неполадки в работе системы управления.
Затем 25 октября попытка запустить Р-30 снова обернулась отклонением ракеты от траектории. Сработала система самоликвидации:
И 24 декабря "Булава" в очередной раз показала свою неуправляемость. Опять на начальном участке своего полета она, будто заколдованная, рухнула в арктические воды.
Все неудачные пуски производились с борта тяжелой ракетной подводной лодки стратегического назначения (ТРПЛСН) "Дмитрий Донской" в акватории Белого моря.
Во имя экономии
Сегодня мало кто вспоминает, что "Булава" прорвалась в отечественный флот весьма неожиданно. Первоначально для перспективных подлодок планировалось специально разработать новый твердотопливный ракетный комплекс "Барк". Но когда осенью 1997 года во время проводившегося на полигоне ВМФ в Неноксе испытательного пуска новая ракета взорвалась, то Борис Ельцин лично распорядился приостановить работы по данной программе в Государственном ракетном центре им. академика В.П. Макеева. Сделано это было не без помощи маршала Игоря Сергеева, который как главком РВСН имел давние и тесные связи с руководством Московского института теплотехники.
Руководство МИТ пообещало Минобороны создать новую баллистическую ракету для подлодок в максимально кроткие сроки, да к тому же унифицировать ее с сухопутной ракетой "Тополь-М". Пообещали и расходы уменьшить на испытательные пуски, сократив их количество с 15 до 10. Решение президента было продублировано в принятой Советом безопасности РФ долгосрочной программе развития национальных стратегических ядерных сил (СЯС).
15 лет работы миасского ГРЦ имени В.П. Макеева над "Барком", огромные финансовые затраты и усилия многих людей оказались враз перечеркнутыми. Хотя ракетный комплекс был доведен до степени готовности в 70-75%, неудачи на испытаниях предопределили закрытие проекта. Теперь, кстати, по количеству неудачных пусков "Булава", сделанная МИТом, сравнялась в счете с "Барком". И это притом, что опять пришлось затратить огромные средства на перепроектирование подлодок типа "Борей" с ракеты "Барк" на оснащение новой системой вооружения. Воистину "Булава" становится "золотой ракетой".
Ее серийное производство планируют наладить на Воткинском заводе в Удмуртии. Там сегодня выпускают и "Тополь-М". Вооружать новыми ракетами будут ТРПЛСН нового поколения - типа "Борей" (проект 955). В настоящее время на северодвинском ФГУП "Северное машиностроительное предприятие" идет строительство трех атомоходов "великокняжеской" серии: "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Ввод головного корабля в боевой состав Российского флота первоначально планировался еще на 2006 год, однако затем последовательно был перенесен на 2007-й, а затем и на 2008 год.
Тем не менее, пользуясь имеющимся запасом по времени, вполне можно вести работы над "Булавой" в нормальном темпе, без ускорений и многочисленных победных реляций, традиционно приуроченных к праздникам или Новому году. Испытывать ракету, тем более нового поколения, надо основательно и не торопясь. И не купясь на финансовые средства.
Но денег, судя по всему, как раз и не хватает. Так, например, главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин заявил, что "ракета "Булава" очень дорогая, поэтому военные и ученые постараются оптимизировать испытания и сократить максимальное число ее пусков". Но сокращать их и дальше - это уже слишком. Скупой платит дважды.
Необузданное желание
Так в чем же беда "Булавы"? В неспособности, как утверждают иные обозреватели, специалистов МИТа создать лодочную ракету, поскольку опыта такового у них просто нет - ранее институт создавал только "сухопутные" баллистические ракеты. Вряд ли.
Вопросы подводного старта новой БРПЛ решала группа специалистов, откомандированных из макеевского КБ. На их счету не один созданный и успешно эксплуатировавшийся годами ракетный комплекс для РПЛСН. В пользу этого говорит и тот факт, что все бросковые испытания с ракетоносца (из надводного и подводного положения) прошли успешно. Они начались в 2003 году в акватории Белого моря с пуска макета ракеты с борта подводной лодки "Дмитрий Донской", находившейся в надводном положении. А в сентябре 2004 года было проведено второе бросковое испытание полномасштабного весогабаритного макета "Булавы-30" - уже из-под воды. "Дмитрий Донской" после пуска сохранил заданную глубину в стартовом коридоре, подтвердив таким образом, что разработчики с проблемой подводного старта справились.
Однако создателям и будущим "пользователям" нового оружия очень сильно мешает желание ускорить работы над доводкой комплекса и одновременно сэкономить бюджетные деньги. Именно по этой причине было решено отказаться от пусков ракеты с наземного полигона и сразу перейти к ее испытаниям с переоборудованной подлодки.
И когда 27 сентября 2005 года в акватории Белого моря с борта ТРПЛСН "Дмитрий Донской" был произведен успешный пуск собственно самой ракеты (а не макета) из надводного положения, Сергей Иванов заявил на торжественном вечере, посвященном 60-летию создания отечественной атомной отрасли: "Первый блин не вышел комом". Пообещал, что к концу 2007 года новый ракетный комплекс стратегического назначения будет принят на вооружение. Министру тогда "не поспешили" доложить о недолете головной части "Булавы" до полигона Кура на Камчатке.
Ляп сумели исправить 21 декабря 2005-го, выполнив полностью успешный пуск из подводного положения. Головная часть после 30 минут полета достигла заданной точки на Камчатке. Может, сыграло свою "стимулирующую" роль присутствие на борту ракетоносца председателя Государственной комиссии по летно-конструкторским испытаниям комплекса "Булава", заместителя главкома ВМФ РФ адмирала Михаила Захаренко?
Задержка предопределена
Официальные лица стараются избегать комментариев по проблемам "Булавы". Наверное, наиболее полно в этом плане высказался глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Спустя два дня после проведения последнего неудачного испытания на встрече с журналистами он, в частности, заявил, что для улучшения летных характеристик "Булавы" необходимо усиливать наземную отработку всех узлов ракеты. То есть сделать то, от чего по соображениям экономии средств и ускорения сдачи комплекса флоту как раз и отказались.
Сложившаяся ситуация тем более печальна, что в настоящее время программа строительства новых ТРПЛСН проекта 955 определена как наиболее важная для российского ВМФ. Средства на нее идут вроде бы в приоритетном порядке - на долю сил общего назначения остаются "крохи с барского стола". По той же причине перенесена дата сдачи флоту головного фрегата проекта 22350, строительство которого ведет ОАО "Северная верфь". Не получают финансирования и другие программы. В общем, если процесс сдачи комплекса "Булава-30" забуксует, то неизбежно начнут "табанить" и все остальные рода сил Военно-морского флота России.
Впрочем, Анатолий Перминов уже заверил всех, что программа создания ракетного комплекса "Булава-30" продолжится. "Сейчас программа идет в области летных испытаний. Производятся испытательные запуски ракет с подводных лодок. Бывают удачные, бывают и не очень. Чтобы поставить ракетный комплекс на вооружение, потребуется от 12 до 14 пусков по программе летно-конструкторских испытаний", - пояснил глава Роскосмоса. Таким образом, можно все же ожидать увеличения испытательных пусков с запланированных 10 до 14-15. Вот и глава Минобороны в среду высказался в том же смысле.
Но это неизбежно приведет к затягиванию момента вступления новых подводных ракетоносцев в боевой состав российского ВМФ. И все же военным, думается, лучше дождаться рождения настоящей "Булавы", а не "игрушечной", и получить в свое распоряжение абсолютно надежное, основательно испытанное оружие.
|