Стремительно раскручивающийся скандал вокруг Пенсионного фонда России (ПФР), старт которому дали обыски в самом ПФР и нескольких крупных IT-компаниях в Москве, уже впрямую затронул председателя правления фонда Геннадия Батанова. Вчера в Чечне, отвечая на вопросы журналистов, он отверг все обвинения в адрес руководства этого ведомства в связи с нарушениями, которые якобы были допущены при закупке партии компьютеров у известных фирм. «Я знаком с этой информацией. Она не вполне соответствует действительности, особенно в отношении меня», – цитирует слова Батанова Интерфакс. При этом глава ПФР не стал опровергать информацию о «самом факте возбуждения уголовного дела в связи с закупками Пенсионным фондом компьютеров и продажами со стороны фирм, которые торгуют техникой IBM и других».
Что интересно, эти жесткие заявления прозвучали на фоне удивительной лояльности, проявленной главой ПФР по отношению к одному из самых опекаемых Кремлем региональных лидеров – Рамзану Кадырову и слов самого Кадырова, подчеркнувшего особую роль ПФР в восстановлении Чечни. Складывается ощущение, что Геннадия Батанова старательно выводят из-под удара. Понятно, что пока нет никаких оснований говорить о его возможной связи с «компьютерным скандалом» в ПФР. Но нельзя не обратить внимание на то, что два самых громких коррупционных скандала последнего месяца – уголовные дела, касающиеся ПФР и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) – затрагивают исключительно сферу социального обеспечения. То есть касаются едва ли не самой болезненной для электората проблемы. Где искать нарушителей закона о госслужбе
Формальная причина уголовного дела, касающегося ПФР, фигурирует в рапортах правоохранительных органов России далеко не в первый раз. Об отступлениях различных ведомств от законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в течение последних месяцев не однажды сообщала Генпрокуратура. Что примечательно, в них тоже фигурировали структуры социального блока: в частности, в подобных прегрешениях обвинялись, в частности, Рособразование, Росздрав и Росздравнадзор. А с уголовным делом ФОМС, стоившим свободы директору фонда Андрею Таранову, двум его заместителям и трем начальникам управлений, ситуация вокруг ПФР совпадает почти до деталей.
Однако дело ПФР отличает одна очень важная деталь. Нынешней осенью глава фонда Геннадий Батанов неоднократно заявлял о том, что бюджет подчиненной ему организации столкнулся с проблемой дефицита – и чем дальше, тем более заметным он будет. Причиной такого положения дел Батанов назвал изменение структуры перечисления в ПФР налоговых сборов, а также низкую доходность средств фонда, которыми распоряжается Внешэкономбанк. При этом приводились и данные Счетной палаты, согласно которым на 1 сентября 2006 года доходность инвестирования пенсионных накоплений составила 4,69% (тогда как инфляция за 8 месяцев этого года превысила 7 процентов).
Подобные оценки звучали явным диссонансом на фоне массовой рассылки «писем счастья» (сообщений частным лицам о сформированном персональном пенсионном капитале) и демонстрации повышенной заботы властей о нуждах пенсионеров. И это при том, что, как заявил корреспонденту «НГ» председатель подкомитета по бюджетным и внебюджетным фондам Госдумы Валерий Гальченко, ситуация с размещением средств ПФР во Внешэкономбанке осталась неизменной с 2003 года. Причем, как подчеркнул Гальченко, «агентом фонда ВЭБ выбрало правительство», которое до сих пор «не решается расширить список инструментов, при помощи которых можно было бы работать с накопительной частью пенсионных сбережений». Два фонда – два дела
О том, что дефицит Пенсионного фонда вырос за год на 12 млрд. рублей, за неделю до скандала говорил и председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. По его словам, дефицит ПФР образовался в области выплат страховой части пенсий и, согласно бюджету фонда на 2007 год, составляет 88 миллиардов рублей – и вся эта недостача компенсируется из федерального бюджета. Но вот что интересно: вчера Андрей Исаев устами своего пресс-секретаря Степана Пономарева отказался от каких-либо комментариев по поводу ПФР, причем даже не объяснив причину отказа.
В свою очередь, Валерий Гальченко заверил корреспондента «НГ», что новый скандал «не имеет никакого отношения к основной деятельности фонда», а касается его внутрихозяйственной деятельности. При этом он подчеркнул, что его подкомитет «неоднократно заявлял о необходимости наведения порядка в этой сфере». «У нас были в этом году очень серьезные замечания по ОМС (обязательное медицинское страхование. – «НГ»), по внутрихозяйственной деятельности. Порядок надо наводить, что там говорить. Вы же знаете, и президент, и все говорят о проблеме коррупции. Она касается хозяйственной деятельности всяких организаций», – заверил корреспондента «НГ» Валерий Гальченко.
Это – еще один аргумент в пользу параллели между скандалами вокруг ПФР и ФОМС. Есть и третий: оба фонда так или иначе подотчетны главе Минздравсоцразвития Михаилу Зурабову. С точки зрения аппаратных интриг он – не та фигура, которой нельзя пожертвовать в случае необходимости. Которая, судя по сфере, где всплывают постоянные коррупционные разоблачения, может возникнуть довольно скоро. Пенсии и льготные лекарства – две проблемы, так или иначе затрагивающие практически все взрослое население страны. Вскрыть нарушения в этих сферах и показательно наказать виновных – чем не способ продемонстрировать непримиримую борьбу с коррупцией, которая к тому же объявлена национальным приоритетом. Тем более что до очередного волеизъявления народа осталось чуть больше года...
Связь подтвердилась
В Следственном комитете при МВД России вчера подтвердили взаимосвязь между обысками в Пенсионном фонде России (ПФР) и офисах компьютерных фирм в Москве. Как заявили Интерфаксу в СК МВД, руководство ПФР по завышенным ценам заключило с IT-компаниями несколько соглашений на поставку персональных компьютеров и другого электронного оборудования. «В ходе расследования было установлено, что из бюджета Российской Федерации был выделен 1 млрд. руб. на закупку компьютерного оборудования для ПФР. С целью хищения выделенных средств ряд руководителей этой организации, ответственных за проведение конкурсов по закупке оборудования, вступили в преступный сговор с представителями коммерческих фирм ЗАО «Компания «Эр-Стайл», ЗАО «Ланит», ООО «IBM Восточная Европа/Азия», – сообщили в Следственном комитете.
В официальном сообщении Пенсионного фонда России говорится: «Руководители группы (проводившей обыск. – «НГ») перед началом работы проинформировали председателя правления фонда Геннадия Батанова о своих полномочиях. Никаких следственных действий в кабинете Геннадия Батанова не производилось». «Конечные цели выемки нам неизвестны, – заявил Интерфаксу начальник управления международного сотрудничества и общественных связей ПФР Hиколай Шулепин. – Проводится выемка документов на бумажных и электронных носителях. Какая информация их интересует, нас не проинформировали».
В компании IBM предпочитают хранить молчание. «Пока мы ничего говорить не будем», – сказала корреспонденту «НГ» менеджер по связям с общественностью российского представительства компании Галина Данилина. Представители других компаний, в которых проводились проверки, заявили, что эти мероприятия действительно осуществлялись в рамках уголовного дела о поставках ПФР компьютерной техники в 2005–2006 годах. В свою очередь, в компании «ЛАНИТ» – победителе по одному из пяти лотов на тендере ПФР на поставку компьютеров – отметили, что выемок оборудования в фирме не было, а следственные органы работали с документацией, связанной с тендером.
Последние новости о борьбе и противодействии коррупции в России читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|