политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Экономика »


Мина для миноритариев

Вслед за «Сахалином-2» Россия взялась за казахскую нефть

Версия для печати
Сохранить статью

На минувшей неделе в офис «Тенгизшевройл» – евразийского
подразделения американской Chevron – пришло письмо от
Виктора Христенко. В послании частным акционерам Каспийского
трубопроводного консорциума предложено увеличить тарифы на
транспортировку нефти на 40 процентов, что было сразу же
сочтено попыткой государственного давления на единственный
частный трубопровод России.

Однако с КТК и формой его собственности не все так просто.
Считать этот консорциум частным можно только с большими
оговорками, поскольку в проекте участвуют правительства трех
стран – России (24% акций), Казахстана (19%) и Султаната
Оман (7%). То есть КТК – это скорее совместное предприятие с
участием частного капитала. При этом в списке частных
миноритариев консорциума находятся совместное предприятие
«ЛУКойла» и BP – LUKARCO B.V. (12,5%) и Rosneft-Shell
Caspian (7,5%). То есть российское правительство по сути
контролирует 44% акций КТК – лояльность «ЛУКойла» и
«Роснефти» гарантирует, что пакеты акций, находящихся под
контролем «дочек» этих компаний, всегда будут голосовать
так, как предусмотрено «государственным» сценарием.

Письмо Христенко логичнее расценивать не как угрозу всему
концерну, но как начало атаки на миноритарных акционеров:
повышение тарифов нежелательно в первую очередь для Chevron
(15%) и для Казахстана.

Обмен ударами

В марте нынешнего года Иен МакДоналд, представитель Chevron,
занимавший на тот момент пост генерального директора КТК,
заявил о планах по увеличению пропускной способности
трубопровода. «Для достижения целей, поставленных
создателями Каспийского трубопроводного консорциума,
необходимо без каких-либо промедлений приступить к
реализации проекта расширения КТК до полной мощности», –
заявил МакДоналд. Согласно плану, к 2009 году мощность КТК
должна была вырасти до 67 млн тонн в год против нынешних 30
млн.

Цифры вполне соответствовали графику развития проекта, но,
видимо, не соответствовали той роли, которую отводит себе
российское правительство как основной акционер КТК. В том,
что о расширении мощностей заявил представитель частного
партнера КТК, при желании можно усмотреть угрозу
государственным интересам. Тем более что в последнее время
модель «осажденной крепости» актуальна как никогда.

Первый ответный удар по миноритариям был нанесен в конце
апреля: на внеочередном общем собрании акционеров КТК-
Р(Россия) и КТК-К(Казахстан) новым генеральным директором
обеих компаний был избран Владимир Раздухов, по
совместительству являющийся заместителем государственной
«Зарубежнефти». Классический прием, нередко применявшийся во
время акционерных войн середины – конца 90-х, – если
установить полный контроль над компанией невозможно,
необходимо контролировать хотя бы топ-менеджмент. Но только
пять-десять лет назад такие методы использовались финансово-
промышленными группировками, а теперь государством. Впрочем,
здесь нет ничего странного – правительство и администрация
президента сегодня являются крупнейшей ФПГ, когда-либо
создававшейся в стране. Действия соответствуют статусу и
возможностям.

В мае в игру вступила Федеральная налоговая служба –
предсказуемое развитие крупного хозяйственного спора. По
результатам проверок специалисты ФНС насчитали 4,6 млрд
рублей неуплаченного налога на прибыль. Не так уж и много,
но, во-первых, объем налоговой задолженности может расти
лавинообразно, как это было в «деле ЮКОСа», а во-вторых, это
не единственные долги КТК. Существуют еще 5,3 млрд долларов
задолженности консорциума, который пока не вышел на точку
окупаемости. Собственно, разногласия по вопросам погашения
этой суммы и привели к конфликту между российской стороной и
частными акционерами.

Третий путь

Позиция Chevron и частных миноритариев вообще сводится к
тому, что необходимо как можно быстрее выйти на максимальную
мощность, оставив тарифы на низком уровне. Согласно плану
частных партнеров проекта, тариф должен был увеличиться с
27,4 до 29,9 доллара за перекачку тонны нефти. В этом случае
реструктурированные долги КТК удалось бы погасить в 2014
году. Что в общем-то понятно – Chevron как добывающая
компания в первую очередь заинтересована в росте добычи и
транспортировки, а повышение транзитного тарифа неминуемо
приводит к удорожанию нефти для конечного потребителя, а
значит, к снижению конкурентоспособности предложения.

Российская же прибыль в проекте определяется объемом
транзитных платежей за казахстанскую нефть. Но даже этот
факт сам по себе не говорит о том, что тарифы необходимо
увеличивать. В конце концов рост пропускной способности
приведет к тому, что и при низких тарифах транспортировка
нефти по трубопроводу КТК будет выгодна России. Но Виктор
Христенко выбрал самый простой вариант – увеличить тарифы
немедленно и только потом увеличивать мощности. А долг
погасить к 2012 году. Министр еще в июле заявил, что КТК
вступил в фазу, когда «эксклюзивные права добывающих
компаний должны быть замещены равными правами всех
акционеров». А поскольку крупнейшим акционером концерна
является Россия, не возникает сомнений, чьи интересы защищал
глава Минпромэнерго.

Третья сторона конфликта, Казахстан, оказалась в
двусмысленном положении. С одной стороны, казахи (так же как
и Chevron) заинтересованы в том, чтобы как можно больше
нефти с месторождения в Тенгизе поступало в трубу, ведущую в
Новороссийск. С другой стороны, Казахстану невыгодны споры с
Россией по тарифным вопросам. Другого трубопровода,
сравнимого по мощностям с КТК, просто нет.

Нефть, конечно, можно перенаправить на Баку–Джейхан, но это
потребует времени и огромных финансовых затрат. Сегодня
через казахский терминал Актау проходит не более 4 миллионов
тонн нефти, предназначенной для Азербайджана, а
строительство другого терминала – в Курыке – только
планируется. При этом пропускная способность курыкского
терминала не превысит 20 млн тонн нефти.

В отличие от казахских терминалов Новороссийский
перевалочный пункт КТК уже сегодня вышел на 30 миллионов
тонн нефти в год и независимо от тарифов остается наиболее
привлекательным посредником при транспортировке казахской
нефти. Поэтому, если тарифный вопрос будет решаться
собранием акционеров КТК, правительство Казахстана скорее
всего займет пророссийскую позицию. Хотя и не совсем
добровольно.

Опять банкротство?

Однако Россия рассчитывает на то, что конфликт удастся
уладить в обход акционеров. Для этого необходимо перевести
КТК в список «естественных монополий», деятельность которых
определяется Федеральной службой по тарифам. В этом случае
ФСТ сможет в принудительном порядке устанавливать для КТК
тарифы, приближенные к тем, что действуют для «Транснефти».

Минпромэнерго даже выступало за передачу российского
госпакета консорциума в управление «Транснефти». Христенко в
июле говорил о том, что такое решение является «правильной
конструкцией», так как позволяет устранить существующий
конфликт интересов. По мнению министра, конфликт в том, что
государство выступает как коммерческий участник проекта и
как регулятор, осуществляющий функции надзора, контроля и
сбора налогов. «Чем быстрее мы примем решение, тем легче
участникам проекта будет разговаривать между собой», –
сказал министр.

То есть предлагалось один конфликт интересов заменить на
другой, более тяжелый – министру не пришло в голову, что
«Транснефть» и КТК прямые конкуренты, и появление
представителей «Транснефти» в офисе каспийского консорциума
привело бы только к обострению ситуации. В итоге идея
передачи акций в «Транснефть» все же была забракована.

Еще более радикальный сценарий был предложен Росэнерго.
Руководитель этого ведомства Сергей Оганесян в октябре
направил в Минпромэнерго письмо, где предложил рассмотреть
вопрос о банкротстве Каспийского трубопроводного
консорциума. Однако на днях Сергей Оганесян сменил гнев на
милость. «Ситуация, в которой находится КТК, непростая, но
банкротство считаю маловероятным», – сказал он. При этом
Оганесян отметил, что «антимонопольные претензии к ним могут
быть обоснованы, и не исключено, что КТК могут внести в
реестр монополистов». Хотелось бы вспомнить, что в свое
время правительственные чиновники в тех же выражениях
высказывались о возможном банкротстве ЮКОСа, которое все же
стало реальностью.

Впрочем, для урегулирования конфликта вокруг КТК, по всей
видимости, хватит тех ресурсов, которыми располагает
Минпромэнерго и правительство в целом. А письмо Христенко
можно считать не рекомендацией, а уведомлением. Тарифы,
очевидно, будут повышены независимо от воли миноритариев.


27.11.2006



Александр Зубанов
"Новое время", 26.11.06
Оригинал статьи
В начало статьи

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Контекст

»

Кто ответит за тепло?


Министерство строительства и ЖКХ внесло законопроект о прямой оплате услуг ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие компании. Причина – задолженность в 250 млрд рублей. Эксперты разделились во мнении

»

50 000 человек подписали петицию против вырубки и экспорта российского леса в Сибири


Движение «Приангарье – наш дом»: «Мы из вырубленного леса ничего не строим и не производим. Всё отправляем на экспорт. Все цивилизованные страны мира ввели мораторий на вырубку леса. И даже Китай, ради которого мы так нещадно вырубаем свой лес».

»

Система «Платон» против нелегальных свалок


Правительство России подготовило проект поправок, которые позволят системе «Платон» отслеживать мусоровозы и препятствовать созданию нелегальных свалок.

»

200 и 2000. В России появились новые купюры


С сегодняшнего дня, с 12 октября в России появились новые банкноты, достоинством в 200 и 2000 рублей. Первыми новые купюры возьмут в руки жители Москвы, Крыма и Дальнего Востока

»

Автодорожная арка весом 5.5 тысяч тонн «приплыла» к Керченскому мосту


Информационный центр «Крымский мост»: «Плавучие опоры ранним утром вышли из керченской технологической площадки и сейчас находятся на фарватере Керчь-Еникальского канала»

»

Депутаты Государственной думы против сокращения расходов бюджета на гранты Президента РФ


Депутаты выступили против предложения правительства сократить на 3 млрд расходы на президентские гранты


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия