В начале декабря Управление Ростехнадзора по г.Москве планирует завершить начатую еще в середине прошлого месяца проверку ряда строящихся в столице новых «высоток» и зданий сложной конструкции. По закону все городское строительство должно сверяться с картой геологического районирования Москвы. В последний раз ее обновляли 1986 году, но даже согласно устаревшей информации, в зоне геологического риска и центр, и север, и северо-восточная часть столицы. Ленинградское и Хорошевское шоссе. Нестабильная зона в долине Москвы-реки, которая включает бурно застраиваемую Нагатинскую пойму. Новый Арбат, Воробьевы горы, Филевский парк, Крылатское… Всего около половины городских территорий. «У нас ведется слишком много высотного строительства, – говорит начальник управления Ростехнадзора по г.Москве Юрий Артюх. – Строители все глубже уходят в землю, нарушая русла подземных рек и гидрогеологию городских фундаментов».
На этом фоне не удивляют участившиеся в последнее время в столице обширные провалы грунта. Реакция столичного руководства на такие события точно копирует трагическую историю обрушения «Трансвааль Парка» 14 февраля 2004 год. Тогда представители Тверской, 13 клялись покарать виновных, но почему-то затруднились найти реальных владельцев разрушенного объекта. Владельцем и эксплуатантом была структура, аффилированная с нечуждой мэру Юрию Лужкову группой компаний . Именно поэтому вина за катастрофу была возложена не на эксплуатанта, а на архитектора Нодар Кончели, который спроектировал крышу здания.
Вот и в ходе расследования причин такой крупной аварии на строительстве, как обрушение грунта в районе спорткомплекса ЦСКА на Ленинградском проспекте, 39 в сентябре этого года, Правительство Москвы почло за благо вывести из-под удара застройщика – компанию «Система-Галс». Тогда по его вине посреди проезжей части на Ленинградском проспекте образовался котлован площадью около 500 квадратных метров, в который на двадцатиметровую глубину провалились грузовик «КамАЗ», мачта электропередачи и компрессор. Но «Система-Галс», контролируемая семьей столичного олигарха Владимира Евтушенкова, числится среди наиболее приближенных к столичным властям. Логично ожидать, что и строительные компании, чья деятельность стала причиной новой аварии – очередного провала грунта на юге Москвы, в Духовом переулке 11 ноября, также не будут привлечены к ответственности. За последние три месяца это уже 5 случай провала грунта в столице.
Вид на растущие ввысь башни делового центра «Москва-Сити» открывается каждому, кто проезжает по третьему транспортному кольцу. Самые внимательные замечают, что на нижних этажах одного из недостроенных небоскребов уже начали деформироваться и лопаться щиты окон. Ростехнадзор не исключает, что это признаки начавшейся осадки здания. «Наблюдая за состоянием строящихся объектов, – говорит Юрий Артюх, – мы видим, насколько они не безопасны, с какими большими отклонениями от строительных норм и правил они возводятся».
С представителем Ростехнадзора согласен и председатель думского комитета по промышленности и строительству Мартин Шаккум: «Нормы и правила проведения строительных работ, если их вообще соблюдают, утверждались еще в СССР для домов малой этажности, с неглубоким фундаментом. Для обеспечения высотного строительства таких масштабов, как в Москве, нужно разработать и принять множество законов и подзаконных актов. В частности, технические регламенты об использовании подземного пространства, о сейсмобезопасности зданий и т.д.» Однако, насколько можно судить, депутаты Мосгордумы, оживленно торгующиеся с Правительством Москвы из-за крайне актуального для застройщиков закона о порядке отселения жителей из аварийных домов, ни о каких подобных законодательных инициативах даже не помышляют.
Столичные власти, со своей стороны, предпочитают игнорировать мнение российских экспертов, предостерегающих от форсированного высотного строительства. Московские небоскребы (60 таких зданий Правительство Москвы в рамках программы «Новое кольцо Москвы» намерено построить в срединно-периферийной зоне столицы, между Третьим кольцом и МКАД) вызывают недоумение даже у мэров американских городов. Нью-Йорк стоит на гранитном плато, а Москва – на ненадежном карстовом известняке, где и без небоскребов проваливаются целые участки улиц. К тому же каждый такой гигант – это новая пробка в городе. Ведь застройщики не заботятся о строительстве транспортных развязок.
|