Проверка
Единственное, что удивляет в этой истории, – почему скандал разгорелся только сейчас.
Ведь сам отчет о проверке работы ФОМСа в 2005 году, послуживший основанием для расследования, был готов еще в сентябре.
Результаты же этой проверки говорят лишь об одном: эксперимент на людях – монетизация льгот в части лекарственного обеспечения – провалился. А еще недавно Михаил Зурабов «ходил в именинниках» и рапортовал о том, что наконец-то российские старики получили то, что давно заслужили.
– Это масштабный, важнейший, амбициозный проект, – говорил тогда с гордостью министр.
Как оказалось, рано радовался.
Механизм
Чтобы понять, как действовали нечистые на руку чиновники, надо понять схему, которую они создали.
Каждый год государство закладывает бюджетные деньги в программу дополнительного лекарственного обеспечения. В прошлом году – 50,8 миллиарда рублей. В году нынешнем на льготниках решили сэкономить, запланировав потратить всего 29,1 миллиарда.
Вот только уже к ноябрю лекарств набрали на сумму почти вдвое большую.
Разрыв – в 25 миллиардов – появился не из воздуха. Он сложился из разницы в стоимости лекарств. Государству избранные компании продавали и продают медикаменты иногда вдвое дороже их рыночной стоимости.
Цены
«…в Соглашении с Федеральной службой по тарифам отсутствуют положения, устанавливающие, что цены на лекарственные средства, входящие в социальный пакет, не должны превышать цены на аналогичные лекарственные средства, реализуемые в коммерческой продаже», – пишет в своем отчете аудитор.
Тем не менее оказалось, что превышали. И значительно.
Разница шла в карман подельникам – продавцам и чиновникам.
«Во II полугодии 2005 года продолжает сохраняться тенденция превышения цен на отдельные лекарственные средства...» – говорится в отчете аудиторов.
Свои
Следователи генпрокуратуры связали коррупционный скандал с деятельностью партнеров фонда – компаний, которые занимались реализацией лекарств для льготников. По какому принципу ведомство Зурабова отбирало компании, до сих пор никому неизвестно. Исполняющему обязанности руководителя фонда Дмитрию Рейхарту уже вынесено предостережение «о недопустимости нарушения закона при проведении конкурса».
– Я еще три года назад говорил, что нужно проводить конкурсный отбор! – рассказал «ТД» Владимир Брынцалов. – Власти сказали, что это ни к чему, мол, крупнейшие участники рынка и так известны. Вот и результат государственного распределения...
В отчете Счетной палаты на дележку между «своими» указывается отдельно. В двух из них, получивших самую большую долю, уже прошли обыски. «Протек» на откуп получил 29 регионов, «БИОТЭК» – 24.
Драки
Источник, близкий к руководству компании «Протек», отказался комментировать скандал.
– Странно обвинять «Протек» в том, что он занимает слишком большую долю в распределении лекарств! Мы просто много работаем, а одними взятками ничего не добьешься.
Игроки фармрынка говорят о том, что многим мешал и «Биотэк». Как стало известно «ТД», владельца компании и тестя певца Николая Баскова Бориса Шпигеля многие считают инициатором программы дополнительного лекарственного обеспечения.
– Он разруливал все отношения с госорганами, агитировал остальных дистрибьюторов к ней присоединиться, – рассказал «ТД» источник, близкий к Минздравсоцразвития. – Они быстро нашли общий язык с Зурабовым.
Система
Вся система, которой так гордится ее «отец», Михаил Зурабов, существует за счет так называемых «откатов». И получают их в основном люди, занимающиеся распределением средств. То есть руководители.
Сваливать всю вину только на руководство Фонда медстрахования просто лукавство.
Министерские чиновники и сам Михаил Юрьевич просто не могли не заметить, что бюджетные деньги попросту разворовываются.
Так что либо знали и молчали, либо просто слепы и некомпетентны.
Зурабов
Михаилу Юрьевичу уже не впервой оказываться в эпицентре скандала. Будучи гендиректором страховой компании «МАКС-М», Зурабов провел эксперимент по обязательному медицинскому страхованию, который обошелся Москве, по данным столичной Счетной палаты, в 60 миллионов долларов.
А год назад глава Счетной палаты Сергей Степашин уже открыто объявил, что «знает, кто стоит» за ростом цен на лекарства, пообещав тогда предоставить президенту «объективную информацию».
Судя по всему, произойдет это 21 ноября. На днях в Госдуме генеральный прокурор России Юрий Чайка дал понять, что на тему коррупции в этот день с Владимиром Путиным будет разговор.
|