Оказалось, что к архитектуре переходить пока рано. И возможно, вовсе не архитектура станет во всей этой истории главной. Изначально в инвестиционном конкурсе на право заняться реконструкцией территории, занимаемой гостиницей “Россия”, участвовали четыре компании. По факту их оказалось три, поскольку представители четвертой на конкурс не явились. Кроме СТ “Девелопмент”, выигравшей конкурс и сейчас занимающейся разбором гостиницы, на конкурс подавали заявки компания “Монаб” — дочернее предприятие “Еврофинанс-Моснарбанка” и австрийский строительный концерн Bauholding Strabag (BHS). Из 25 членов комиссии 18 отдали голоса за СТ “Девелопмент”, 7 — за “Монаб”.
Дело происходило в ноябре 2004 года. Если Strabag, ритуально повозмущавшись, скоро забыл обо всей этой истории, то “Монаб” решил судиться. Судебные перспективы дела с самого начала казались безнадежными. И отказы в удовлетворении иска, следовавшие один за другим в судах всех инстанций, только подтверждали это. Когда в августе дело принял на рассмотрение Высший арбитражный суд, специалисты также были уверены, что шансы на отмену конкурса мизерны. Против истца были и все предыдущие решения судов, и время. Представитель Strabag тогда же заявлял, что прошло слишком много времени и менять что-либо поздно.
Однако суд вопреки всем предположениям не просто отправил дело на новое рассмотрение, а разрешил его по существу. Такое бывает лишь примерно в пяти процентах случаев дел, поступающих на рассмотрение в ВАС. В первый день после решения суда от комментариев отказались все стороны, находившиеся, вероятно, в легком шоке. Все, кроме “Монаб”, представители которого заявили, что не просто удовлетворены итогами рассмотрения, но и надеются, что именно их компания так или иначе станет в итоге инвестором проекта. Либо выиграв новый конкурс, либо как занявшая второе место в конкурсе, состоявшемся в декабре 2004 года. Вообще-то специалисты говорят, что делать такие прогнозы рано. Даже если повторный конкурс будет назначен, вполне вероятно, что его вновь выиграет СТ “Девелопмент”, и на этот раз с еще большими основаниями, чем два года назад. Ведь компания уже вложилась в проект, разработанное архитектурное решение во многом одобрено, а над устранением его недостатков успешно работают.
Однако “Монаб” как будто заранее уверен, что все обернется в их пользу. Откуда может проистекать такая уверенность? Возможно, она не так уж безосновательна. В СМИ даже промелькнула загадочная фраза, что эксперты рынка “не исключают, что представители “Монаба” уже предприняли некие действия, обеспечивающие больше голосов членов конкурсной комиссии”. В таком обтекаемом виде знающие люди, возможно, пытаются сказать, что влияние учредителей “Монаба” в некоторых вопросах может простираться очень далеко. Дело в том, что учредитель компании — “Еврофинанс-Моснарбанк” — это весьма и весьма интересная организация. Скромные позиции этого банка в рейтингах не должны обманывать. Влияние этого небольшого банка в некоторых проектах, которые, как это обычно говорится, широко известны в узких кругах, просто огромно.
Формально госбанком он не является, однако фактически контролируется госструктурами. Сегодня список акционеров банка короток и респектабелен: ВЭБ, ВТБ, “Росконтракт”, ООО “РГС-Инвест” (100%-ное дочернее предприятие “Росгосстраха”). Однако в свое время в числе акционеров были многие компании: “Газпроминвестхолдинг”, “Славнефть” (несколько раз и разными принадлежащими ей предприятиями), “АЛРОСА”, Вилюйская (ГЭС), “Вторчермет”, ИК “Тройка-Диалог”. Список акционеров сам по себе способен многое сказать о деловых и “дружеских” связях банка. Смена одного акционера на другого и события, сопровождающие эти перемены, способны сказать еще больше.
Однако возникали любопытные истории, самые громкие из которых — это слияние с Моснарбанком и участие в схеме построения медиаимперии “Газпром-медиа”. В деле слияния “Еврофинанса” и Моснарбанка не обошлось без депутатских запросов в Генпрокуратуру и громких заявлений о том, что сделки осуществлялись на “грабительских для государства условиях”. Так что занятных операций в истории банка очень много. Однако более всего интересна последняя, которая, как представляется, имеет непосредственное отношение к происходящим сегодня вокруг “России” событиям.
В сентябре 2002 года банк “Еврофинанс” стал владельцем 30,56% акций НТВ, 28,27% ТНТ, 21,52% “НТВ-плюс”, 29,98% ЗАО “М-Пул+”. Контрольными пакетами этих медиакомпаний на момент сделки владел “Газпром”. “Еврофинанс” получал пакеты акций этих медиаактивов в обмен на обязательство инвестиций в компании “Газпром-медиа” в размере $106 млн. и реструктуризацию его долгов на более чем $600 млн. Стоимость сделки, естественно, не разглашалась, а оценить ее со стороны эксперты не брались, откровенно говоря, что она носит не рыночный, а политический характер.
А 27 марта текущего года “Газпромбанк” купил у “Еврофинанс-Моснарбанка” все пакеты акций медийных активов, входящих в холдинг “Газпром-медиа”. Смысл этой сделки, а также финансовые выгоды, полученные сторонами, остались полнейшей загадкой для всех, кроме самих участников. Когда журналисты обращались за комментариями к участникам сделки 2002 года, теперь уже “отошедшим от дел”, слышали в ответ только раздраженные слова вроде “не хочется даже комментировать эти совершенно семейные дела” или “это просто перекладывание денег из одного кармана в другой”.
В итоге оказывается, что никаких инвестиций, никакой реструктуризации долгов нет и не было, а вся операция, представленная как интересный финансовый проект, оказалась туманной схемой с неясными постороннему финансовыми выгодами. А “Еврофинанс-Моснарбанк” только подтвердил свою репутацию некой таинственной конторы для особых получений. А в чем же здесь связь с реконструкцией гостиницы “Россия”? А в том, что одновременно с закрытием предыдущего “весьма выгодного и полностью прозрачного” финансового проекта “Еврофинанс-Моснарбанк” объявил о своем следующем предприятии — создании фонда для инвестиций в недвижимость общим объемом в 1,5 миллиарда долларов. Примерно год назад, осенью 2005 года, “Еврофинанс-Моснарбанк” уже объявлял о намерении инвестировать в объекты коммерческой недвижимости порядка 500 миллионов долларов. А после завершения сделки по “Газпром-медиа” и объявления нового мегапроекта некоторые наблюдатели заметили, что, вероятно, оставшийся миллиард — это доля “Газпромбанка”, равная компенсации “Еврофинансу” за медиаактивы. Поначалу результаты инвестиционного конкурса по “России”, объявленные в ноябре 2004 года, некоторые расценили как одно из слагаемых черной полосы в жизни “Еврофинанса”. Банк претендовал на покупку росзагранбанков, но его опередил ВТБ. Хотел поучаствовать в схеме покупки Ren TV и ТРК “Петербург” — тоже не вышло. А тут еще “Россия”. Завершение сделки, связанной с “Газпром-медиа”, казалось, находится в одном ряду. Однако не тут-то было, и недоброжелатели “Еврофинанса”, если таковые имеются, рано радовались. Банк получил такую компенсацию, что мало не показалось. Специалисты по недвижимости, услышав об объемах нового инвестиционного фонда, буквально открыли рты от удивления. Хотя инвестиции в недвижимость сейчас очень популярны, никто ранее не вкладывал так много. АФК “Система”, группа компаний “Ренова” и группа инвестиционных фондов Whitehall объявили о готовности направить на эти цели до $1,1 млрд. “Вимм-Билль-Данн” при участии соинвесторов собирается построить офисно-жилой комплекс более чем за $1 млрд.
А 1,5 миллиарда — это сумма, по выражению одного из девелоперов, “абсолютно космическая, на эти деньги можно инвестировать чуть ли не во все сегменты рынка”. И при этом была объявлена только сама сумма инвестиций. Во что именно эти безумные деньги будут вложены — оставалось загадкой. А тут такой великолепный подарок: решение ВАС по “России”.
Обоснование судебного решения появится примерно через неделю, все ждут этого документа, чтобы понять, на чем основывается отмена конкурса и чего можно ждать дальше. Естественно, были вытащены на свет уже изрядно набившие оскомину рассуждения о том, что владелец СТ “Девелопмент” Шалва Чигиринский — давний друг Москвы и что он вообще грузин. Однако даже краткая история конкурентов в борьбе за “Россию” показывает, что хрен редьки не слаще. Кстати говоря, тот же СТ “Девелопмент” выиграл конкурс на реконструкцию “Новой Голландии” в Санкт-Петербурге. И выиграл примерно в тех же условиях, что и конкурс по “России”, — предложив сумму инвестиций, меньшую, чем его конкуренты. Чем закончится вся эта история, сейчас не берется прогнозировать никто. На кону такие умопомрачительные деньги, что архитектура будущего проекта, проблема сохранения исторического ландшафта территории, о которых так много говорилось в последние недели, отошли на второй план. И это самое грустное во всей этой истории.
|