В Санкт-Петербурге столь частые смены полпредов объяснялись, прежде всего, рутинной кадровой целесообразностью. Первый питерский полпред В.Черкесов ушел на должность председателя госнаркоконтроля, В.Матвиенко победила на губернаторских выборах в Северной Пальмире.
Приход же Клебанова аналитики оценивали как его возвращение в Санкт-Петербург для почетной отставки. К этому времени все основные политические проблемы региона, требующие наряженных усилий полпреда, были уже решены его предшественниками. Ему оставалось только контролировать ситуацию и удерживать развитие событий в нужном русле. Задача эта выглядела несложной с учетом того, что опыт управленческой деятельности у Клебанова такой, что впору поделиться с другими - и вице-премьерство, и одно из ведущих министерств.
В действительности все оказалось несколько иначе.
Окно в Европу, прикрытое щитом
Северо-Запад России и его центр - Санкт-Петербург по-прежнему, как и в петровские времена, считаются окном в Европу. Именно в этом, по мнению специалистов, заложен существенный резерв роста региональной экономики. Специалисты оценивают его в десятки процентов валового регионального продукта. В дополнение к ныне переживаемому инвестиционному буму в Санкт-Петербурге и Ленинградской области это будет весовым закреплением достигнутых успехов.
По мнению Клебанова, российские регионы, по территории которых проходит государственная граница России с Евросоюзом, а это именно Северо-Западный федеральный округ, должны получить дополнительные возможности сотрудничества с европейскими странами. В частности, полпред недавно упомянул о том, что соответствующая законодательная база приграничного сотрудничества будет полностью сформирована к концу этого года.
Сейчас регионы ограничены в возможностях принятия решений по стратегическим направлениям приграничного сотрудничества. Новая законодательная база позволит снять все эти ограничения. С другой стороны, регионы не могут добиваться отдельных привилегий по работе с отдельными странами. Здесь опять-таки, по мнению полпреда, нужен системный подход, и сейчас завершается его формирование.
Впрочем, уже сегодня планируется активизировать работу по обустройству пограничных переходов на границе с Евросоюзом и развивать транспортную инфраструктуру. Как считает Клебанов, для этой цели могут быть выделены средства Стабилизационного фонда.
По мнению полпредства, еще более радужные перспективы для сотрудничества откроются после вхождения стран Прибалтики в Европейский союз. Причина проста: ее предприятия с трудом встраиваются в условия ЕС, и в этой связи им, как это ни парадоксально звучит, выгоднее перенести свою производственную базу на территории регионов России, и прежде всего Северо-Запада. Но для этого, по мнению полпреда, должны быть созданы соответствующие условия.
Несовершенство законодательства - всего лишь одна часть проблемы. И здесь одной из причин, сдерживающей развитие приграничного сотрудничества, по мнению Клебанова, является «отсутствие опыта у региональных руководителей». В этой связи он призывает их «не ждать милостей от федерального бюджета, а создавать внутреннюю региональную базу для развития экономики».
Но если приграничное сотрудничество - это вдохновляющая перспектива для всего Северо-Запада, то приоритетные национальные проекты - его настоящее. И здесь аналитики отмечают существенную пробуксовку. Если в Санкт-Петербурге их реализация служит увлекающим примером, то целому ряду других регионов похвастаться почти нечем. И разрыв между динамично развивающимися Санкт-Петербургом, Ленинградской и Калининградской областями и остальными регионами продолжает нарастать. Каких-либо эффективных рецептов полпредство предложить пока не может.
Кстати, не так давно в полпредстве СФЗО, которое занимает особняк на набережной Невы, произошло незаметное событие, которое дает пищу для размышлений. Дело в том, что его стены покинула бессменный за все эти годы заместитель полпреда Л.Совершаева, которая работала там и при В.Черкесове, и при В.Матвиенко и курировала экономические отношения. Она назначена главой совета директоров дочерней инвест-компании банка «Россия» - одной из крупнейших «кузниц кадров» для российской власти в Санкт-Петербурге. Одни связывают это повышение с естественным карьерным ростом, другие считают, что на этом деятельность полпредства на ниве региональной экономики завершится.
Впрочем, не только невысокие результаты реализации национальных приоритетных проектов составляют сегодня головную боль для Клебанова. Не так давно, к примеру, говоря о Северо-Западном федеральном округе, первый вице-премьер Д.Медведев констатировал, что есть определенное отставание от графиков региональной газификации в Петербурге, Ленинградской и Архангельской областях. Более того, первый вице-премьер попросил полномочного представителя Президента в СЗФО «взять под личный контроль вопросы газификации» и подчеркнул, что «мы должны ощущать ситуацию не только по отдельным регионам, но и по Северо-Западу в целом». Говоря иными словами, полпреду Президента публично поставили, как говорится, на вид, что в последнее время случается нечасто.
Северная фронда
Но и политическая составляющая в регионах СЗФО оставляла желать много лучшего. Особенно не везет полпреду с выборами. Например, Клебанов еще весной 2004 года на выборах губернатора Архангельской области поддерживал кандидатуру действующего губернатора А.Ефремова, который потерпел разгромное поражение во втором туре. Следующий конфуз не заставил себя долго ждать. На выборах осенью 2004 года губернатора Псковской области Клебанов опять высказался в поддержку кандидатуры действующего главы области Е.Михайлова и даже дал письменное согласие на использование своего изображения и высказываний в его агитационной кампании. Но это не помогло. Михайлов проиграл выборы своему сопернику.
Но самый казусный случай произошел в январе 2005 года на выборах губернатора Ненецкого автономного округа, кстати, последних в стране, когда население напрямую избирало главу администрации, Полпред поддерживал кандидатуру А.Шмакова, который в первом туре смог занять лишь четвертое место.
Следующим политическим событием, приковавшим к себе внимание страны, стало уголовно-политическая интрига вокруг избранного губернатора того же Ненецкого автономного округа А.Баринова, против которого сначала возбудили уголовное дело, взяли под стражу, а потом Указом Президента отстранили от должности. Понятно, что вся эта публичная процедура слабо вписывается в систему надежной вертикали власти и авторитета полпреду на федеральном уровне не добавила. Тем более, что ранее он опять-таки несколько поспешно стал ратовать за объединение Ненецкого автономного округа и Архангельской области, против чего, говорят, выступал Баринов. Сейчас дело дошло до того, что депутаты округа жалуются Президенту на слишком большие налоговые притязания дотационной Архангельской области к донорскому Ненецкому округу.
А вот другие назначения губернаторов по новой процедуре в Северо-Западном федеральном округе происходили почти без проблем, и более того - с соблюдением всех установленных процедур и сроков. Почти незаметно произошли назначения в Калининградской области в Карелии. По мнению источников «РВ», влияние полпреда на эти назначения и переназначения было минимальным.
Впрочем, после событий в Кондопоге, которые основательно встряхнули российское политическое пространство, возникла весьма зловещая пауза. Все силовики республики были отправлены в отставку, но из руководителей более высокого политического ранга никто ответственности не понес. Глава республики, кандидатура которого сравнительно недавно получила доверие от Президента, кстати, по представлению того же полпреда Клебанова, ограничился лишь тем, что объявил взыскание одному из чиновников администрации, который курирует национальные отношения в республике.
В ходе выборов в Законодательное собрание республики все же состоялось отстранение одной из партий («Яблоко») от участия в них. И Клебанов даже не усомнился в правильности решения суда. По его словам, «если мы начнем ставить эти решения под сомнение, то можем далеко зайти и вернуться в «счастливые 90-е». Уж Клебанов-то не понаслышке знает особенности не только экономической, но и политической жизни того времени.
Перспективы второй столицы
И все же развитие Северо-Запада во многом определяется положением дел в северной столице - Санкт-Петербурге, куда сегодня устремились не только частные, но и бюджетные инвестиции, мощное ускорение которым придал недавний саммит G8. И если роль губернатора Матвиенко в его обеспечении известна широко, то Клебанов отошел несколько в тень. Но в реальности же его координирующая роль в реализации этого проекта не была минимальной.
Впрочем, перспективы Северной Пальмиры на этом не заканчиваются. Президент пообещал создать здесь нефтяную биржу. Так что вполне реально, что в недалеком будущем к нефтяным терминалам Приморска (Ленинградская область) прибавится и Петербургская нефтяная биржа. А это не только новые статусные возможности для города, но и существенная прибавка к городскому бюджету.
|