“Русалу” вновь придется защищаться. На прошлой неделе Высокий суд Великобритании принял к рассмотрению иск к алюминиевому гиганту от предпринимателей Аваза Назарова и Александра Шушко и их компаний. Они обвиняют “Русал” в незаконном проникновении в компьютерную систему одной из них — Asnton Investments. 18 октября Высокий суд в Лондоне принял к рассмотрению иск компаний Ansol и Asnton Investments к “Русалу” и его управляющей компании “Русал Менеджмент”. Этот иск был подан еще в феврале нынешнего года. В качестве ответчиков истцы просили привлечь владельца “Русала” Олега Дерипаску и гендиректора компании Александра Булыгина. Суд эту просьбу отклонил, признав ответчиками компании.
Их обвиняют в незаконном проникновении в компьютерную сеть лондонского офиса Asnton Investments и краже конфиденциальных документов компании. Как говорится в определении суда, 24 января 2006 г. IT-администратор компании Влад Синани в ходе “рутинной проверки” сервера компании нашел программу-“троянец”, позволяющую скачивать данные с компьютеров. Ее происхождение неизвестно. В решении говорится, что такие программы предназначены для тайной инсталляции, как правило, они приходят по почте.
Проверка в Asnton Investments показала, что шпионская программа была установлена 20 января. IT-менеджеры компании также выяснили, что аналогичная программа-“троянец” была установлена на компьютере секретаря компании еще в 2005 г. За это время компьютер и сервер Asnton Investments подверглись несанкционированному доступу с нескольких IP-адресов. Один из них, как выяснили в Asnton Investments, принадлежит “Русалу”.
Ansol и его владелец — проживающий в Лондоне таджикский предприниматель Аваз Назаров давно судятся с “Русалом”. Летом прошлого года бизнесмен подал в Высокий суд в Лондоне иск против Дерипаски, “Русала” и Таджикского алюминиевого завода (ТадАЗ). Назаров обвиняет их в заговоре с целью вытеснить Ansol с ТадАЗа. Его компания совместно с Asnton Investments, которая принадлежит компаньону Назарова — Александру Шушко, еще с 1990-х гг. поставляла на таджикское предприятие сырье и забирала готовый алюминий. В 2003 г. Ansol предложил “Русалу” войти в этот бизнес. Но уже через год партнеры рассорились. ТадАЗ отказался продлевать контракт с СП “Русала” и Ansol. По версии Назарова, настоял на этом “Русал”, менеджер которого возглавлял СП. Тогда же на ТадАЗе сменился директор, а завод заключил новое бессрочное толлинговое соглашение с компанией CDH. Назаров утверждает, что эта компания контролируется “Русалом”. В “Русале” это отрицают.
Вчера Назаров в беседе с “Ведомостями” сказал, что его компания уже предъявила в британском суде претензии к “Русалу” за вытеснение с ТадАЗа на сумму $485 млн. По хакерскому иску имущественных претензий еще не предъявлено — истцы подсчитывают убытки. Назаров сообщил, что по факту незаконного проникновения в свою компьютерную сеть Asnton Investments обратилась в правоохранительные органы Великобритании и те проводят расследование.
В “Русале” обвинения в свой адрес категорически отрицают. В решении суда сказано, что IP-адресом “Русала”, с которого осуществлялось проникновение в компьютерную сеть Asnton Investments, регулярно пользовались два сотрудника, один из которых был подключен к сети по Wi-Fi. Проверка технической службы показала, что с компьютеров этих сотрудников в сеть британской компании проникновений не было. Адвокаты “Русала” предположили, что взломом системы занимался кто-то из посторонних, к примеру студенты расположенного неподалеку от “Русала” Московского авиационно-технического института. Представитель “Русала” Вера Курочкина назвала выдвинутые в адрес ее компании обвинения “абсурдными и безосновательными”. По ее мнению, иск является попыткой Ansol отвлечь внимание от обвинений в мошенничестве, предъявленных ТадАЗом этой компании. Согласно отчету PricewaterhouseCoopers, общая сумма похищенных Ansol с ТадАЗа средств равна $485 млн, утверждает она.
Директор по маркетингу компании InfoWatch Денис Зенкин считает ничтожными шансы истцов на победу. Директор по антивирусным исследованиям F-Secure Микко Хиппонен добавляет, что единственный способ, по его словам, доказать в суде и правоохранительных органах причастность “Русала” — показать, что украденные у истца данные действительно использовались ответчиком, причем и на других компьютерах в сети “Русала”.
|